Коммуникативный барьер - это какая-либо причина, мешающая людям выстраивать эффективное общение или полностью его блокирующая. В случае наличия коммуникативных барьеров информация искажается, теряет свой изначальный смысл или вообще не доходит до реципиента.

Внешние коммуникативные барьеры



Под внешними коммуникативными барьерами понимают неподвластные собеседникам обстоятельства, например, неблагоприятные условия или место встречи: обрывы и неполадки телефонной связи, погодные аномалии, сильные шумы и т.д. Барьер непонимания, когда люди говорят на разных языках в буквальном смысле, имеют дефекты речи и дикции, тоже можно отнести ко внешним барьерам. Сюда же относится вынужденное оперирование специальными терминами, в которых собеседник не разбирается, социально‑культурные различия и традиции поведения в обществе.


Внутренние коммуникативные барьеры



Внутренние барьеры - психологические. Это может быть предвзятое отношение к собеседнику по какой-либо причине (из-за его национальности, пола, возраста, социального статуса и т.д.), его внешнему виду, чертам характера и поведения, его роду деятельности. В этом случае стереотипы мешают объективно воспринимать речь человека и заставляют негативно оценивать его, что сказывается на общении.

Еще одна похожая проблема - избирательное слушание, когда человек замечает в чужой речи только ту информацию, которая ему близка или с которой он согласен. А то, что противоречит его представлениям или интересам, попросту пропускается мимо ушей. Такие люди слышат только то, что хотят услышать.

Если человек постоянно отвлекается, это тоже помешает ему наладить доверительное и эффективное общение, т.к. собеседник может быть оскорблен, увидев невнимательное к себе отношение.

В виде коммуникативного барьера может выступать негативный психологический настрой собеседника: агрессивное, взвинченное состояние, напряженность, нерасположенность к разговору, плохое самочувствие, обида или злость на собеседника и т.д. Мешают общаться недоверие, чувство неприязни, эмоциональная закрытость и зажатость, комплексы и страхи, значительная разница в мировосприятии собеседников.

Так, у одного человека с фразой будет одна ассоциация, в зависимости от его жизненного опыта, а у второго - другая, и представление о проблеме у них может быть абсолютно разное. Это так называемый логический барьер, возникающий нередко между людьми с разными типами мышления: наглядно-образным, абстрактно-логическим или наглядно-действенным. Различаются также скорость мышления, критичность, гибкость, глубина, способ подачи информации (краткий и лаконичный или витиеватый). В этом случае попытка понять собеседника и поставить себя на его место, внимательность могут решить проблему.