Мифы и легенды не появляются из ниоткуда. У них всегда есть первоисточник и последователи. Образ воинственных северян в рогатых шлемах сформировался еще до начала ХХ века и стал очень популярен за счет своего колорита. Тем не менее с реальностью он связан весьма отдаленно.

Возникновение мифа о рогатых шлемах



В ХIХ веке в разных государствах Европы одновременно возрос интерес к историческому и мифологическому наследию. Так, в Британии новую известность обрели легенды о короле Артуре и друидах, в Германии стала популярна тема тевтонских рыцарей Средневековья. Скандинавы, тоже не чуждые возрождению мифологии, обратились к изучению древних героических саг.


Именно среди них и нашлась «Сага о Фритьофе», созданная в древней Исландии и переизданная с иллюстрацией шведского художника Густава Малстрема. На рисунке головной убор главного героя был украшен крыльями дракона и небольшими рогами. После 1825 года сага обрела популярность не только на родине, а слово «викинг» впервые прочно вошло в английский язык (до этого использовались слова «датчанин», «норманн») в сочетании с запоминающимся зрительным образом.

Исторические реалии



Единственный подлинный шлем эпохи викингов, датирующийся Х веком, найден в Норвегии при раскопках могильного кургана. Никаких рогов на нем нет. Он напоминает круглый чепец из железной пластины с прикрепленными к нему для защиты глаз железными очками. Аналогичные шлемы, еще довикингского периода, найдены в захоронении Венделя при Вальсъерде (в области Уппланд и острова Готланд в Швеции). Историки полагают, что большинство викингов сражались либо с непокрытой головой, либо в простых кожаных шлемах. Если железные шлемы и использовались, то только старшими по званию, предводителями.

Теми, кто действительно носил рогатые шлемы, были кельтские жрецы. Найденные в Европе рогатые шлемы датируются не эпохой викингов (700-1100 гг.), а железным веком (800 г. до н.э. — 100 г. н.э.). Самый знаменитый из них найден в Темзе в 1860-х гг. Изящество его отделки говорит о том, что создан он не для войн, а для проведения обрядов. У кельтов был очень распространен обычай подобного украшения головы для различных религиозных церемоний в честь Церунна, бога с оленьими рогами. Скорее всего, подобный символ означал плодородие и возрождение, так как оленьи рога ежегодно сбрасываются и вновь отрастают.