Совет 1: Какие животные имеют незамкнутую кровеносную систему

Незамкнутая кровеносная система характеризуется тем, что кровь изливается из сосудов прямо в полость тела. После этого она вновь собирается в сосуды. Такой кровеносной системой из всех животных обладают только моллюски и членистоногие.

Кровеносная система моллюсков

Незамкнутая кровеносная система имеется у моллюсков. Это водные или наземные животные, тело которых преимущественно состоит из мягких тканей и покрыто раковиной. Полость тела у взрослых особей в значительной степени редуцирована, а промежутки между органами заполнены соединительной тканью. Кровеносная система включает сердце и сосуды, сердце делится на 1 желудочек и несколько предсердий. Предсердий может быть 2 или 4, а может иметься и всего одно.

Из сосудов кровь изливается в промежутки между внутренними органами, где отдает кислород, после чего собирается обратно в сосуды и отправляется к органам дыхания. Органы дыхания – легкое или жабры, покрыты густой сетью капилляров. Здесь кровь вновь насыщается кислородом. Кровь моллюсков в основном не имеет цвета, в ней содержится особое вещество, способное связываться с кислородом.

Исключением являются головоногие моллюски, имеющие практически замкнутую кровеносную систему. Сердца у них два, располагаются оба сердца в жабрах. Передвигается кровь по капиллярам жабр, затем от главного сердца поступает к органам. Таким образом, кровь вытекает в полость тела частично.

Кровеносная система членистоногих

Незамкнутая кровеносная система также и у типа Членистоногие, представители которого населяют все возможные среды обитания. Характерная особенность членистоногих – наличие членистых конечностей, позволяющих совершать различные движения. К этому типу относятся классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Имеется сердце, расположенное над кишечником. Оно может иметь вид как трубки, так и мешочка. Из артерий кровь попадает в полость тела, где отдает кислород. Газообмен становится возможен, благодаря наличию в крови дыхательного пигмента. После кровь собирается в вены и поступает в жаберные капилляры, где насыщается кислородом.

У ракообразных строение кровеносной системы напрямую связано со строением дыхательной. Сердце у них находится неподалеку от органов дыхания. У примитивных ракообразных сердце имеет вид трубки с отверстиями в каждом сегменте тела, у более развитых - вид мешочка. Есть примитивные ракообразные, у которых газообмен происходит через стенку тела. У таких кровеносная система может вообще отсутствовать. Сердце паукообразных в основном имеет вид трубки с несколькими парами отверстий. У самых мелких оно имеет вид мешочка.

Жидкость, перемещающаяся по кровеносной системе насекомых, называется гемолимфа. Она частично находится в специальном органе – спинном сосуде, имеющем вид трубки. Остальная часть омывает внутренние органы. Спинной сосуд состоит из сердца и аорты. Сердце разделено на камеры, их количество соответствует числу сегментов тела.

Совет 2: Кровеносная система земноводных, ракообразных и рептилий

Кровеносная система земноводных животных (лягушки, тритоны, саламандры, червяги) заметно отличается от таковой у рептилий (змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы) и ракообразных (раки). Земноводные – это промежуточное звено между ракообразными и рептилиями.

Кровеносная система земноводных

У земноводных животных кровеносная система является замкнутой. Сердцем, состоящим из двух камер, обладают лишь безлегочные саламандры. Все остальные амфибии имеют трехкамерное сердце. Кровеносная система представителей этого класса животных состоит из двух кругов кровообращения – малого и большого. Любопытно, что малый круг кровообращения возник в результате появления у этих животных легочного дыхания. Сердце у земноводных состоит из двух предсердий и одного желудочка.

Кровь у этих животных в разных предсердиях разная: в правом она смешанная (больше венозная), а в левом – артериальная. Земноводные обладают и целым рядом артерий, отвечающих за перенос крови: например, кожно-легочные артерии переносят венозную кровь к коже и к легким, а сонные - снабжают артериальной кровью верхнюю часть тела (например, в голову). Дуги аорты призваны транспортировать смешанную кровь ко всем остальным органам земноводных. Стоит отметить, что температура тела у амфибий является изменчивой величиной, зависящей от температуры окружающей среды, ведь земноводные – холоднокровные животные.

Кровеносная система рептилий

Кровеносная система пресмыкающихся схожа с таковой у земноводных, но имеет и свои отличия. Сердце пресмыкающихся состоит из двух предсердий, открывающихся в желудочек. У всех рептилий, кроме крокодилов, желудочек разделяет неполная перегородка. Это позволяет их крови, поступающей из предсердий, частично смешиваться. Легочная артерия и две дуги аорты самостоятельно начинаются в сердечном желудочке и соединяются в спинной аорте, при этом артерии, отходящие от нее, снабжают смешанной кровью другие органы тела рептилий. Такая организация кровоснабжения позволяет этим животным быть наиболее приспособленными к тем или иным условиям жизни.

Кровеносная система ракообразных

У ракообразных кровеносная система является незамкнутой. Это и отличает их от двух других вышеперечисленных животных классов. Если сравнивать кровеносную систему ракообразных с таковой у рептилий и амфибий, то у первых она является наиболее примитивной. Кровь приводится в движение посредством биения сердца, размещенного рядом с жабрами. Кровеносными сосудами обладают только высшие ракообразные. У всех остальных представителей этой тривиальной группы животных кровь свободно течет по полостям, расположенным рядом с внутренними органами. Нередко в такой крови растворяются особые дыхательные пигменты.

Совет 3: Основные типы животных тканей

Ткань – это группа клеток, которая объединяется одинаковым строением, происхождением, функциями и продуктами жизнедеятельности. Различают следующие типы животных тканей: эпителиальная, соединительная, нервная и мышечная.

Эпителий, соединительная ткань

Эпителием называется совокупность клеток, покрывающих поверхности тела и выстилающих его полости. Эпителиальная ткань играет защитную, рецепторную функции. Она обеспечивает всасывание веществ и их выделение, участвует в газообмене. Различают кубический, плоский и цилиндрический эпителий. Плоский находится в сосудах кровеносной и лимфатической систем, легочных альвеол, полостей тела. Кубический эпителий расположен в сетчатке глаз, цилиндрический - в кишечном тракте.

Соединительная ткань состоит из волокон - хорошо развитых межклеточных структур (эластических, коллагеновых и ретикулярных), а также из основного бесструктурного вещества. Видами соединительной ткани являются: рыхлая, плотная (хрящевая, костная), ретикулярная. Она выполняет запасающую, защитную и питающую функции.

В хрящевой ткани хондроциты погружены в основное вещество. Различают эластический, гиалиновый, волокнистый хрящи. Гиалиновый хрящ выстилает впадины суставов и суставные головки. Эластический хрящ находится в ушных раковинах, волокнистый - в межпозвонковых дисках. Функции хряща - механическая и соединительная.

Костная ткань образуется из соединительной ткани или при замещении хряща. В состав ее основного вещества входят коллагеновые волокна и белково-полисахаридные комплексы. Сформированная полностью костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат остеоциты.

Ретикулярная соединительная ткань связана с крупными разветвленными, ретикулярными клетками, которые могут превращаться в фагоциты или элементы крови. Ретикулярные клетки и волокна составляют опорную сеть, внутри которой присутствуют свободные клетки. Подобное строение имеют лимфатические органы и кроветворные ткани.

Мышечная и нервная ткани

Мышечная ткань подразделяется на гладкую и поперечнополосатую. В состав гладкой мускулатуры входят клетки веретеновидной формы, для нее характерно медленное сокращение и медленное расслабление. Гладкие мышцы образуют мускулатуру внутренних органов: кровеносных сосудов, матки, кишечника, дыхательных путей, мочеточников. Мышечная ткань иннервируется вегетативной нервной системой.

Поперечнополосатая ткань образована многоядерными клетками, которые называются мышечными волокнами. Из нее состоят скелетные мышцы, которые иннервируются спинномозговыми нервами. Поперечнополосатая мускулатура может быстро сокращаться и быстро утомляться.

Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Нервные клетки принимают сигналы из окружающей среды, переводят эти сигналы в нервные импульсы, которые проводятся к нервным окончаниям. Нейроны проявляют секреторную активность, они выделяют медиаторы - физиологически активные вещества, участвующие в осуществлении контактов между клетками. Нейроны также могут выделять гормоны.

Глиальные клетки необходимы для переноса веществ в нервные клетки из крови и обратно. Они образуют миелиновые оболочки, выполняют опорную и защитную функции.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше