Что такое рынок


История этого понятия имеет глубокие корни. Рынок зародился еще в период становления первобытного общества, когда обмен между общинами стал регулярным, приобрел форму товарного бартера и начал осуществляться в определенное время в определенном месте. Развивались ремесла и города, торговля расширялась и за рынками стали закреплять определенные места (торговые площади). Такое определение рынка сохранилось и до наших дней, но лишь как одно из его значений.

В современной экономической теории понятие рынка расширилось до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. С этой точки зрения, рынок – это довольно сложное образование, которое, с одной стороны, являет собой сферу обмена и совокупность сделок купли-продажи, а с другой – обеспечивает взаимосвязь между изготовителем и конечным потребителем, то есть непрерывность воспроизводственного процесса, его целостность.


Условия формирования рынка


Для того чтобы рыночные механизмы налажено работали на благо развития эффективной экономики, необходимо добиться сочетания нескольких факторов.

1. Независимость хозяйствующих субъектов и экономическая свобода. Это подразумевает право каждого предпринимателя самостоятельно выбирать вид деятельности, решать, что производить или какие услуги предоставлять, по какой цене и где их реализовывать, с кем сотрудничать.

2. Наличие разнообразных форм собственности (полиформизм), что дает возможность выявлять слабые и сильные стороны каждой из них, давать им характеристику и на основании этого выбирать наиболее эффективную форму хозяйственной деятельности.

3. Достаточное количество производителей однотипной продукции (не менее 15), чтобы избежать олигополий (4-5 производителей) и монополий (1-2 производителя).

4. Существование здоровой конкуренции, которая заставляет предпринимателей искать пути оптимизации производственного процесса и повышения продуктивности труда, внедрять новые техники и технологии, сокращать издержки, увеличивать объем готовой продукции или предоставляемых услуг, и, как следствие, повышать эффективность экономики.

5. Наличие у рыночных субъектов права самостоятельно устанавливать стоимость товара (услуги) и определять свою ценовую политику в зависимости от колебаний спроса и предложения.

6. Возможность доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к полной и реальной информации о состоянии рынка.

7. Развитая рыночная инфраструктура – комплекс отраслей, служб, систем, которые обеспечивают условия производства и общей жизнедеятельности.