Совет 1: По каким природным признакам можно определить стороны света

Определять стороны света можно по солнцу, звездам, луне, мху, деревьям. Подобные методы ориентирования могут пригодиться в туристическом походе, если у вас нет ни карты с компасом, ни gps-навигатора.
Ориентирование на местности
Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо уметь определять стороны света без использования карт, компасов и навигационных приборов. Ориентирование по карте и компасу не представляет сложности, однако бывают ситуации, когда люди отправляются на природу и не берут с собой компас с картой, а в gps-навигаторе сели батарейки. Чтобы не заблудиться в лесу, нужно уметь определять стороны света по солнцу, звездам, мху, деревьям и т.д.

Ориентирование по солнцу и звездам

Солнце можно использовать как ориентир, но для этого вам потребуется знать точное время. Солнце движется по небосводу с востока на запад. Однако тут стоит учесть, что зимой оно восходит ближе к юго-востоку, а заходит в юго-западном направлении.

Летом можно ориентироваться следующим образом: если в полдень встать спиной к солнцу, слева от вас будет запад, а справа - восток. Зимой в полдень солнце находится на юго-востоке, и если вы встанете к нему спиной, слева будет юго-запад. А весной и осенью солнце находится на юго-востоке примерно в 10:00 часов.

Ночью, когда ориентирование по солнцу становится невозможным, направление сторон света можно определить по Полярной звезде, входящей в созвездие Малой Медведицы. Для начала необходимо найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш с ручкой. На территории России «ковш» видно в любое время года, исключение составляют лишь южные регионы, где осенью Медведица опускается к горизонту.

Если через две крайние звезды, образующие правую стенку «ковша» (напротив ручки «ковша»), провести воображаемую прямую, она укажет на Полярную звезду. Длина прямой примерно в пять раз больше расстояния между двумя звездами, через которые проводилась линия. Направление линии на Полярную звезду совпадает с северным направлением.

Ориентирование по местным признакам

Мох растет преимущественно на северной стороне стволов деревьев, а лишайники растут на северной стороне скал и камней. Однако подобные признаки не всегда гарантируют стопроцентную точность определения сторон света, поэтому для достоверности желательно использовать метод ориентирования по мху и лишайникам в совокупности с другими способами. Например, можно обратить внимание на муравейники — чаще всего они располагаются с южной стороны около стволов деревьев и пней.

Ранней весной южное направление можно определить по растаявшему снегу. Сторона склонов, холмов и валунов, которая выходит на юг и нагревается лучами солнца больше, чем северная. Поэтому с южной стороны снег тает интенсивнее.
Предложение от нашего партнера
Источники:
  • Как определить стороны света?
  • Ориентирование по Солнцу и звёздам
  • Ориентирование по местным и природным признакам

Совет 2: Как определить в лесу стороны света

Собираясь на природу, в лес за ягодами или грибами, не забывайте компас и карту местности. Но и без них не стоит отчаиваться и паниковать, существует множество народных примет, с помощью которых вы сможете определить стороны света и таким образом сориентироваться.
Как определить в лесу стороны света
Вам понадобится
  • - компас;
  • - часы.
Инструкция
1
Если у вас есть компас, зайдя в лес, настройте его. Отойдите от дороги на 50-100 метров, повернитесь в сторону, куда собираетесь вернуться. Компас слегка встряхните и положите на ладонь. Совместите стрелку компаса с отметкой «север» на циферблате. Посмотрите значение градуса вашего направления. Это будет вашим ориентиром. Когда вы решите двинуться в обратный путь, так же совместите стрелку с севером и повернитесь туда лицом. Теперь найдите вектор своей дороги и двигайтесь туда. Корректируйте свой курс, время от времени повторяя всю процедуру.
2
По часам тоже можно определить стороны света. Держите их на ладони, часовую стрелку направьте на солнце. Разделите пополам угол между цифрой 1 и часовой стрелкой – это направление на юг. Соответственно, противоположная сторона будет северной, та, что находится по правую руку, восточной, а по левую – западной. Часы установите по местному времени.
3
Ориентируйтесь по растениям в лесу, это своеобразные природные компасы. Поищите темную моховую полосу на стволах деревьев – она находится с северной стороны. Она образуется потому, что кора быстрее высыхает от солнца на южной стороне, а мох вырастает на противоположной, где есть влага. В жаркую погоду на стволах елей и сосен выступает смола, конечно, ее больше на юге, где солнце нагревает дерево.
4
Понаблюдайте за бабочками, при отдыхе они складывают крылья, чтобы солнце не нагревало их. При перемещении светила, насекомые тоже поворачиваются. Утром сложенные крылья бабочки направлены на восток, в полдень – на юг, вечером – на запад.
5
В поисках ягод обращайте внимание, с какой стороны пней и кочек плоды более спелые и яркие. Это и будет юг. На полянках - зеленоватый дозревающий бочок ягоды укажет вам север. Грибы и плотный мох лучше растут с северной стороны.
6
Найдите лесной муравейник. Его южная сторона более пологая, чем северная. Муравьи строят свои поселения рядом с деревьями со стороны юга. Весной попробуйте сориентироваться по снегу. Он быстрее тает на южной стороне. А вот в оврагах, ямах, лощинах снег лучше тает именно с севера, потому что солнечные лучи не попадают на противоположную часть углублений.
7
На ночном ясном небе определите Полярную звезду – она всегда неподвижна и находится на севере в созвездии Большой Медведицы.
Источники:
  • Как следует ориентироваться в лесу
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500