Совет 1: Как определить в лесу стороны света

Собираясь на природу, в лес за ягодами или грибами, не забывайте компас и карту местности. Но и без них не стоит отчаиваться и паниковать, существует множество народных примет, с помощью которых вы сможете определить стороны света и таким образом сориентироваться.
Как определить в лесу стороны света
Вам понадобится
  • - компас;
  • - часы.
Инструкция
1
Если у вас есть компас, зайдя в лес, настройте его. Отойдите от дороги на 50-100 метров, повернитесь в сторону, куда собираетесь вернуться. Компас слегка встряхните и положите на ладонь. Совместите стрелку компаса с отметкой «север» на циферблате. Посмотрите значение градуса вашего направления. Это будет вашим ориентиром. Когда вы решите двинуться в обратный путь, так же совместите стрелку с севером и повернитесь туда лицом. Теперь найдите вектор своей дороги и двигайтесь туда. Корректируйте свой курс, время от времени повторяя всю процедуру.
2
По часам тоже можно определить стороны света. Держите их на ладони, часовую стрелку направьте на солнце. Разделите пополам угол между цифрой 1 и часовой стрелкой – это направление на юг. Соответственно, противоположная сторона будет северной, та, что находится по правую руку, восточной, а по левую – западной. Часы установите по местному времени.
3
Ориентируйтесь по растениям в лесу, это своеобразные природные компасы. Поищите темную моховую полосу на стволах деревьев – она находится с северной стороны. Она образуется потому, что кора быстрее высыхает от солнца на южной стороне, а мох вырастает на противоположной, где есть влага. В жаркую погоду на стволах елей и сосен выступает смола, конечно, ее больше на юге, где солнце нагревает дерево.
4
Понаблюдайте за бабочками, при отдыхе они складывают крылья, чтобы солнце не нагревало их. При перемещении светила, насекомые тоже поворачиваются. Утром сложенные крылья бабочки направлены на восток, в полдень – на юг, вечером – на запад.
5
В поисках ягод обращайте внимание, с какой стороны пней и кочек плоды более спелые и яркие. Это и будет юг. На полянках - зеленоватый дозревающий бочок ягоды укажет вам север. Грибы и плотный мох лучше растут с северной стороны.
6
Найдите лесной муравейник. Его южная сторона более пологая, чем северная. Муравьи строят свои поселения рядом с деревьями со стороны юга. Весной попробуйте сориентироваться по снегу. Он быстрее тает на южной стороне. А вот в оврагах, ямах, лощинах снег лучше тает именно с севера, потому что солнечные лучи не попадают на противоположную часть углублений.
7
На ночном ясном небе определите Полярную звезду – она всегда неподвижна и находится на севере в созвездии Большой Медведицы.
Источники:
  • Как следует ориентироваться в лесу

Совет 2 : Как ориентироваться без компаса

Отправляясь в путешествие, нужно обязательно иметь при себе компас. Он поможет сориентироваться, определить стороны света. Но что делать, если компаса нет или он вышел из строя? Существуют и другие методы определения местоположения в пространстве.
Как ориентироваться без компаса
Инструкция
1
Понять, где какая сторона света, можно, имея при себе обычные наручные часы. Поворачивайте их в горизонтальной плоскости и следите за циферблатом. Часовую стрелку надо направить в сторону Солнца. Юг будет в том направлении, где находится линия, полученная делением пополам угла между часовой стрелкой и отметкой 14 часов. Когда вы найдете юг, встаньте к нему лицом. Сзади у вас будет находиться север, слева – восток, справа – запад. В южных широтах этим способом пользоваться нельзя. Он хорошо работает в северных и неплохо – в умеренных. Но летом ошибка может составлять до 25°.
Как ориентироваться без <strong>компаса</strong>
2
Ориентироваться по Солнцу можно и без часов, нужно просто знать, когда и где оно всходит и заходит. Как известно, зимой Солнце всходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Что касается лета, то в это время года наше светило всходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. С весной и осенью проще – весной и осенью Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Если брать среднюю полосу, то около 8 утра Солнце летом находится на востоке, около 11 часов - на юго-востоке, около 14 часов - на юге, около 17 часов - на юго-западе, около 20 часов - на западе, около 23 часов - на северо-западе.
3
Можно ориентироваться и ночью – по Полярной звезде. Она находится недалеко от созвездия Большой Медведицы. Определите сначала, где на небе сияет ковш, затем мысленно начертите вверх линию через две его крайние точки. На этой линии отсчитайте пять раз расстояние, равное расстоянию между этими двумя крайними звездами. В конце прямой будет Полярная звезда. С нее же будет начинаться ручка ковша Малой Медведицы. Если к Полярной звезде встать лицом, впереди будет север.

Совет 3 : Как научиться ориентироваться на местности в 2017 году

Способность ориентироваться на незнакомой местности в жизни пригодится в самых непредвиденных ситуациях. Поэтому каждый человек должен знать элементарные правила такой ориентировки и научиться самостоятельно находить дорогу. По каким же признакам можно проще всего ориентироваться на местности?
Как научиться ориентироваться на местности
Вам понадобится
  • - компас,
  • - карта.
Инструкция
1
Прежде всего, стоит освоить такой несложный прибор, как компас. Если у вас есть понятная карта и исправный компас, то сориентироваться на местности вы сумеете в любое время суток. Компас поможет определить стороны горизонта. А ориентирование на местности, собственно, и подразумевает процесс определения положения по отношению к предметам и сторонам света.
2
Направление в определенную сторону света можно научиться определять и без помощи компаса. Это можно делать, например, по солнцу. Так, если мы находимся в средних широтах, то около семи утра солнце мы видим на востоке, приблизительно в 1 час дня оно располагается на юге, а в 7 часов вечера, соответственно, на западе.
3
Если перед глазами у вас есть одиноко стоящее дерево, то по нему стороны света также можно определить. Такое дерево со стороны севера имеет меньше веток, нежели с южной стороны, куда попадает много солнца. Однако считать этот способ точным нельзя, ведь на дерево влияют также ветры.
4
Определить стороны горизонта по пням можно, посмотрев на их годовые кольца. Такие кольца будут шире со стороны юга, опять-таки ввиду солнечного света.
5
Муравейники нужно рассматривать с точки зрения их формы – на южной стороне они более пологие. Также муравейники, как правило, располагаются с южной стороны деревьев и кустов. Присмотритесь к мху – он покрывает камни со стороны севера. То же самое касается и лишайников на деревьях.
6
Если вы хотите сориентироваться ночью, то нужно разыскать на небе созвездие Большой Медведицы. Условно проведите прямую линию через две крайние звезды созвездия. На этой прямой пять раз отметьте расстояние между теми же звездами. Таким образом, вы нашли полярную звезду. Эта звезда указывает прямо на север. Встаньте к ней лицом: справа - восток, слева будет запад.
7
Луна в полнолунии в 7 часов вечера пребывает на востоке, в 1 час ночи располагается на юге, а в 7 утра она на западе. В первой четверти: в 7 часов вечера – юг, в 1 час ночи – запад. В последней четверти: в 1 час ночи – восток, в 7 часов утра – юг. Таким образом, можно легко сориентироваться и днем, и ночью.
Видео по теме

Совет 4 : Как найти дорогу из леса

Заблудиться в лесу достаточно просто, а вот выбраться нет. Поэтому нужно внимательно смотреть за подсказками лесного массива. Кроме этого нужно очень тщательно готовиться к подобному походу. И тогда проблема, как найти дорогу из леса, не будет такой сложной.
Как найти дорогу из леса
Вам понадобится
  • -компас;
  • -карта;
  • -народные приметы.
Инструкция
1
Еще до похода в лес упростите себе задачу - скачайте из интернета карту местности, куда собираетесь отправиться. На ней проложите ваш предположительный маршрут. Определите местоположение рек, озер, ручейков и населенных пунктов. Так вам будет проще искать дорогу из леса - вы уже примерно будете понимать, в каком направлении необходимо двигаться.
2
Возьмите с собой либо GPS-навигатор, либо компас. Последний вариант будет более надежным, так как связь со спутником посередине глухого леса может быть попросту не найдена. Компас же обязательно должен быть исправным. Даже если вы очень слабо представляете себе, как с ним работать, все равно в критической ситуации вы сможете хотя бы попытаться понять, где находитесь. И постараетесь найти дорогу, согласно указаниям этого прибора. Главное, при входе в лес не забудьте посмотреть, на какую сторону света указывает ваш прибор.
3
Если компаса у вас нет, но вы хорошо разбираетесь в сторонах света, то можете попытаться проанализировать косвенные признаки, чтобы по ним выбраться на нужную вам дорогу. Определите, где вы находитесь по положению солнца. Ведь всем известно, что встает оно на восходе, а садится на западе. Также добавьте к этому наблюдение за мхом. Он обычно на дереве находится с северной стороны. Также вам помогут ветки деревьев - более раскидистые указывают на юг.
4
Когда идете по лесу в одну сторону, обязательно запоминайте очень яркие элементы ландшафта. К ним относятся холмы, ручьи, овраги и канавы. Они помогут вам найти обратную дорогу из леса. Кроме этого старайтесь запоминать направление, по которому вы двигались.
5
Внимательно прислушивайтесь к звукам, которые доносятся со стороны. Возможно, вскоре вы сможете различить шум дороги и проходящего по ней транспорта. Но сразу же не обольщайтесь, что выход из леса уже близко. Ведь существует определенное расстояние, на которое от предмета разносится звук. Так, например, звуки проходящего поезда могут разноситься на 10 км от железной дороги, автомобильный гудок можно услышать за 2-3 км, а крик человека за 1-1,5 км.
Видео по теме
Полезный совет
Если уже начинает темнеть, то оставьте свои поиски на утро. Поищите себе подходящее укрытие для ночлега. В темноте плутать по лесу очень опасно. Вы не только можете встретить диких зверей, но и еще больше заблудиться.
Источники:
  • Как вести себя в лесу в 2019

Совет 5 : Как ориентироваться в лесу по солнцу

Умение ориентироваться на местности может пригодиться не только в туристическом походе, но и во время сбора грибов или ягод. Обычно для этих целей используется компас. А как быть, если такого полезного прибора под рукой не оказалось? В ясную солнечную погоду в лесу можно определить стороны горизонта по положению солнечного диска.
Как ориентироваться в лесу по солнцу
Вам понадобится
  • - солнечная погода;
  • - стрелочные часы.
Инструкция
1
Запомните, что в северном полушарии солнце всходит на северо-востоке, а опускается за горизонт на северо-западе. На широте Средней полосы России дневное светило находится на юге примерно в час дня. Таким образом, значительную часть светового дня – с 10 часов утра до 19 часов вечера солнце располагается в южной стороне от вас. Этого бывает достаточно, чтобы примерно определить свое местоположение и направление выхода к нужной точке на местности.
2
Для более точного определения сторон горизонта по солнцу используйте часы со стрелочным циферблатом. Поместите часы на горизонтальную поверхность, чтобы часовая стрелка была направлена на солнечный диск. Угол между данным направлением и направлением на отметку 13 часов разделите пополам. Линия, проходящая через середину угла, будет ориентирована на юг. До полудня следует делить на циферблате угол, который часовая стрелка должна пройти до 13 часов, а после полудня – тут угол, который стрелка прошла после 13 часов (см. рисунок).
Как ориентироваться в лесу по солнцу
3
Зная направление на юг, определите положение остальных сторон горизонта. Встаньте спиной к югу. Перед вами окажется север, по левую руку – запад, а справа – восток. Эти стороны горизонта расположены по отношению друг к другу под прямым углом, поэтому удобно использовать при ориентировании ладонь: максимально отодвиньте большой палец руки в сторону. Угол между большим и указательным пальцами будет равен примерно 90 градусам.
4
При отсутствии циферблатных часов воспользуйтесь знанием того, что в Северном полушарии солнце находится:

- в 7 часов утра – на востоке;
- в 13 часов – на юге;
- в 19 часов – на западе.

Эти знания помогут вам определить и промежуточные направления, например, северо-восток, юго-запад и так далее.
5
Запомните также, что солнце перемещается по небосводу с определенной угловой скоростью: 15 градусов в час. Если в 13 часов оно находится на юге, то через три часа пройдет 3 х 15 = 45 градусов к западу, что составляет половину прямого угла. Мысленно отложите половину прямого угла от направления на солнце, и вы получите направление на юг.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500