Совет 1: Когда в СССР появились шариковые ручки

Перефразируя классика - если бы шариковых ручек не было, их надо было бы выдумать. Все удобства шариковой ручки в полной мере могут оценить только те, кому довелось писать перьевыми и наливными ручками.
Рядовые школьные принадлежности
С приходом на рынок канцелярских товаров шариковых ручек школьники смогли вздохнуть облегченно. Кляксы, промокашки, залитые чернилами тетрадки, измазанные руки, лицо и одежда остались в прошлом. Ведь раньше задачей школьника было не столько обучение письму, сколько умение управляться с перьями и чернильницами.

Появление шариковых ручек

Главным неудобством перьевых и наливных ручек была необходимость регулярного смачивания пера чернилами, что было еще допустимо в школе, но значительно тормозило любые процессы во взрослом мире – от политических до промышленных. Особая необходимость в преобразованиях наблюдалась в авиации, где летчики вынуждены были пользоваться карандашами.

Идея перманентного поступления чернил на пишущий узел ручки рассматривалась изобретателями давно. Первые аналоги ручки с вмонтированным в пишущий наконечник шариком были обнаружены на территории современной Армении на рисунке, датированном 1166 годом.

Впоследствии к идее вращающегося наконечника возвращались неоднократно – только в США было выдано 350 патентов. Но официальными изобретателями считаются американец Джон Д. Лауд и венгры Ласло и Георг Биро, которые запатентовали непротекающие ручки.

Как шариковые ручки проникли в Советский Союз

Идея организовать в Советском Союзе собственное производство шариковых ручек возникла в 1949 году. Не в традициях Советского государства было закупать патенты, тем более на товары народного потребления. Поэтому на основе лучших мировых образцов были созданы отечественные копии.

Производством шариковых ручек занимались предприятия местной промышленности и промкооперации. Качество продукта было настолько низким, что появление первых шариковых ручек прошло без ажиотажа. Проблемой стала неудачная конструкция пишущего узла. Неудобства создавала и сложная процедура вторичной заправки баллона - из наконечника вынимался шарик, через образовавшееся отверстие шприцем закачивалась новая порция чернил, и шарик завальцовывался обратно в сферу. Существовали даже стационарные пункты заправки.

Оставляло желать лучшего и качество чернил, для производства которых стали использовать смесь касторки и канифоли.

На тот период в Союзе не имелось технологических возможностей для ликвидации этих недостатков, ручки перестали пользоваться спросом и их перестали выпускать.

Возобновилось производство шариковых ручек в 1965 году на Куйбышевском шарикоподшипниковом заводе. Тогда было закуплено швейцарское оборудование для производства пишущих узлов и удалось вызнать рецептуру паркеровских чернил.

Однако внедрение шариковых ручек в массовую культуру произошло в начале 70-х.

Популяризации модели мешали образовательные стандарты, по которым большое значение придавалась формированию почерка. Технические возможности шариковой ручки не позволяли реализовать требования к «выписыванию» букв, имеющиеся на то время.

Долгое время проблемой был вопрос комплектующих – заменить исписанный стержень было крайне затруднительно, приходилось покупать новую ручку.

Зато с решением этих вопросов в Союзе начался дизайнерский бум шариковых ручек. Стали выпускаться комплекты цветных ручек, автоматические, двух-, четырех-, шестицветные шариковые ручки.

Интересный факт: из кремлевских вождей первым стал подписывать документы шариковой ручкой фирмы Parker М.С. Горбачев. Предыдущие вожди предпочитали либо карандаши, либо солидные чернильные приборы.
Источники:
  • История изобретения шариковой ручки

Совет 2 : Где, когда и кем была изобретена шариковая ручка

Шариковую ручку изобретали долгое время разные люди в разных странах. Правильный принцип действия нашел американец Джон Лауд, первый работоспособный образец изготовил венгр Ласло Биро, а вполне совершенную конструкцию создали японские инженеры.
Устройство пишущего узла шариковой ручки
История шариковой ручки не так проста, как может показаться, и намного старше официально задокументированной.

Предыстория

Идея шарикового пишущего узла, работающего на пастообразных чернилах на масляной основе, прослеживается до… Голландии XVII в! Морякам тогдашней «владычицы морей» требовались письменные принадлежности небьющиеся, не проливающиеся, и которыми можно было бы пользоваться в шторм при качке. Нидерланды же были едва ли не первенцами европейской промышленной революции.

Однако уровень развития тогдашнего машиностроения и химической технологии не позволил создать пригодное для нужд практики устройство. Как и морской хронометр для точного определения долготы. Над ним тщетно трудился сам Ганс Христиан Гюйгенс, но верная в принципе идея была реализована только в XIX в.

Тогда же, когда точность металообработки достигла приемлемой величины, а химики могли точно разрабатывать вещества сложного состава, был запатентован и принцип действия шариковой ручки. Точные имя, дата, и страна – 30 октября 1888 г, Джон Лауд, США.

Лауд верно сформулировал главную изюминку «шарика»: силы вязкого трения и поверхностного натяжения в густой жидкости не позволят шарику при нажиме рукой упереться в верхнюю горловину его лунки, заклиниться и перекрыть поток чернил. Также Лауд определил физико-химические требования к чернилам: они должны быть тиксотропными, то есть, должны разжижаться от механических нагрузок – трения, давления. Шариковый пишущий узел никогда не будет пересыхать только при заполнении его тиксотропными чернилами.

Хороший пример тиксотропного вещества – сосновая канифоль. Если по ее куску вести пальцем с нажимом, то сначала чувствуется шероховатость, как будто ведешь по твердому телу. Но затем палец начинает скользить, как по парафину или мылу, хотя кусок далеко еще не нагрелся до размягчения.

Начало

Далее усилия изобретателей шли более по пути усовершенствования состава чернил. Первую работоспособную конструкцию, пригодную для массового производства, создал в 1938 г. живший в Аргентине венгерский журналист Ласло Биро (László József Bíró). В Аргентине шариковые ручки до сих пор называют «биромами». Однако его приоритет англо-саксы оспаривают, ссылаясь на патент США от 10 июня 1943 г, выданный Милтону Рейнольдсу.

Рейнольдс, похоже, не знал о ручке Биро, и разработал аналогичную конструкцию и чернила самостоятельно. Он работал для нужд ВВС США и Англии. Их бомбардировочные армады летали на больших высотах, гермокабин тогда еще не было, летчики многие часы проводили в кислородных масках. Обычные авторучки при пониженном атмосферном давлении текли, а пользоваться карандашами было неудобно.

В сущности, повода для патентного спора тут и нет, «шарик» изобрел Биро. Но неприглядно выглядит тот факт, что приоритет Биро оспаривался на том основании, что он был гражданином фашистской Венгрии и жил в формально нейтральной, но тайно и деятельно помогавшей Гитлеру Аргентине. Преступлений нацизма, разумеется, никто не отрицает и не умаляет, но техника-то в них никак не виновата.

Далее «шарик» упростил и удешевил Марсель Бик (Marcel Bich) во Франции в 1953 г. Он предложил выполнять стержень – ампулу с чернилами – с утолщенными стенками, и использовать ее в качестве корпуса ручки. Так появились распространенные до сих пор одноразовые дешевые ручки BIC, только фамилию изобретателя пишут уже в английской транскрипции.

Довольно долго шариковые ручки запрещалось использовать в начальных классах школ. Писали они еще плоховато, часто засорялись ворсинками от бумаги, и малыши, сразу начавшие писать «шариками», навсегда срывали почерк.

Современность

Последнюю точку в усовершенствовании шариковой ручки поставили специалисты японской компании Ohto Co в 1963 г. Они начали завальцованную лунку, в которой размещался шарик, делать не круглой в поперечном сечении, а в виде трех сходящихся каналов. Конструкция пишущего узла современной шариковой ручки показана на рисунке. Такая ручка может писать практически на любом удерживающем чернила материале, и не засорится, даже если ею изрисовать большой клок ваты.

К сожалению, имена изобретателей неизвестны: по японским корпоративным правилам вся выработанная в компании интеллектуальная собственность принадлежит фирме. Подлинный изобретатель под угрозой сурового наказания не может заявить о своем авторстве даже в частном разговоре.

Усовершенствования

В 1984 г. другая японская фирма, Sakura Color Products Corp., заменила масляные чернила на гелевые синтетические, увеличив в то же время диаметр шарика до 0,7 мм. Так появилась ручка-роллер, родная сестра «шарика». Роллером можно писать буквально без нажима даже на стекле, полированном металле и мокром упаковочном картоне, а чернильный след четче, чем от «шарика».

С началом космических полетов космонавты столкнулись с проблемой: ручки, в том числе и шариковые, не писали в невесомости, а графитовые карандаши давали стружки и токопроводящую пыль. Советские космонавты долгое время пользовались восковыми карандашами, американские астронавты, вплоть до полетов на Луну – специальными механическими, $100 за штуку по тогдашнему курсу.

Однако еще в 1967 г. предприниматель Пол Фишер предложил НАСА свою Zero Gravity Pen, или Space Pen (ручка невесомости или космическая ручка). Шарик в ней выполнялся из карбида вольфрама (у нас он известен как победит). Весь пишущий узел изготавливался с прецизионной точностью. Ампула с чернилами (картридж) герметична, в ней находится азот под давлением 2,4 атм. Чернила с резко выраженной тиксотропностью, от газа они отделяются вязкой подвижной пробкой.

Разработка ручки модели AG7 Space Pen – одна из легенд НАСА, повод для его обвинений и анекдотов о нем. AG7 обошлась в... $1,000,000! Хотя уже опытный образец Фишера никаких претензий астронавтов не вызвал. Ныне имеющиеся в широкой продаже модели стоят от $6 до $100. Пишут на чем угодно в диапазоне температур от –30 до +120 градусов Цельсия в воздухе, в вакууме и под водой. Гарантированный срок службы – 120 лет.

Так кто же, все-таки?

В истории великих изобретений прослеживается четкая тенденция: как правило, назвать имя одного конкретного изобретателя невозможно. Исключения, вроде изобретателя резины Чарльза Гудьира, буквально наобум «бухнувшего» серу в сырой каучук, чрезвычайно редки. Специалисты в большинстве своем приоритетных дискуссий просто избегают.

А. С. Попов и Гульельмо Маркони, например, в своей переписке вопросов приоритета не касались, они обсуждали проблемы радиотехники. Только однажды Маркони в публичном докладе заявил: его английский патент дает ему право на коммерческое использование радио в Великобритании, а первую в мире радиограмму передал и принял все-таки Попов.

Так и с шариковой ручкой. Правильнее всего будет сказать: она – плод многолетнего коллективного творчества людей, трудившихся ради удовлетворения насущных потребностей человечества.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500