Совет 1: Чего боятся ежики

Как выглядит ежик, знают буквально все, причем с самого детства. Этого небольшого колючего зверька часто можно встретить на страницах детских книг. Однако и в жизни встреча с ним не редкость. Ежик – животное храброе и легко приспосабливающееся. Он совершенно не боится человека и успешно с ним уживается, извлекая немалую для себя пользу. Люди, в свою очередь, совсем не против появления колючих зверьков в своих садах, огородах или на дачах. Тем не менее у ежика, как и у всякого другого дикого животного, тоже есть враги. Чего и кого боятся ежики?

Где живут и что едят ежики

Всего в мире обитает 23 вида ежей. Еж широко распространен на всей территории земного шара, кроме Южной Америки, Австралии, Мадагаскара и Антарктики. На территории России он живет практически повсеместно.

Селятся ежи под корнями деревьев, в заброшенных норах грызунов, в зарослях колючего кустарника, под корягами, в кучах хвороста. Ведут одиночный образ жизни, имеют и защищают свои индивидуальные кормовые участки. На территории участка ежи строят несколько гнезд, которые выстилает внутри листьями, сухой травой, мхом.

Днем ежики спят в укрытии, свернувшись в клубок, в сумерки и ночью охотятся. Всеядны. Питаются в основном личинками насекомых, жуками, слизнями, дождевыми червями иногда нападают на амфибий, рептилий и пресмыкающихся, поедают яйца гнездящихся на земле птиц. За яйцами ежи иногда даже забираются в курятник. Впрочем, такое случается редко. Употребляют зверьки и растительные корма – грибы, ягоды, фрукты, желуди, коренья. Однако, вопреки мнению, сложившемуся под влиянием народных сказок, фрукты и грибы на иголках они не носят.

На период зимних холодов (с конца сентября - начала октября по апрель, когда температура превысит +15°С) ежи впадают в спячку. В это время частота сердечных сокращений и дыхательная деятельность у них существенно снижается. Тем не менее, если зверек не сумел летом накопить достаточный жировой запас, во время спячки ему грозит голодная смерть. В особо неблагоприятные годы в период зимней спячки погибает до 40% взрослых животных и до 85% молодняка. В природе продолжительность жизни ежей составляет от 2 до 7 лет, в неволе - до 15.

Любители животных охотно содержат ежиков в домашних условиях, ведь это не сложно. В неволе они охотно едят мясо, хлеб, яйца, молоко, овсяную кашу и даже кошачий корм. Однако молоко вредно для здоровья зверьков, поскольку они от природы страдают непереносимостью лактозы, а кошачий корм содержит слишком много жиров и мало белка. А еще ежики очень любят мороженое.

Враги колючих зверюшек

Ежи обладают прекрасным защитным механизмом. В случае опасности зверек сворачивается клубком и выставляет наружу свои острые колючки. Тем не менее некоторые хищники научились справляться с ежовой защитой. Лисы, волки, хорьки, барсуки охотятся на ежей. Зверьки хорошо плавают, но при этом не слишком любят воду. Говорят, что некоторые хищники сталкивают свернувшегося клубком ежика в воду, а когда он разворачивается, чтобы плыть, хватают.

А крупным хищным птицам, таким как совы и филины, иголки вообще не страшны. Охотятся они по ночам, в то же время что и ежи. Совы и филины имеют длинные пальцы и когти и жесткую кожу на лапах. Так что хищные птицы очень опасны для ежиков.

А еще лесные зверьки страдают от деятельности человека. Все больше прокладывается дорог, и количество транспорта все увеличивается. Ежи совершенно не боятся машин, а вот ходить по асфальту опасаются. И все было бы ничего, но храбрые лесные зверьки временами все же осмеливаются перебежать через дорогу. И далеко не всегда это заканчивается для ежика благополучно.

Совет 2: Как и где гнездятся и живут шмели

Люди многое знают о жизни ос и пчел. Эти перепончатокрылые насекомые часто встречаются с наступлением лета. Однако о ближайших родственниках медоносных пчел – шмелях – практически ничего не известно простым обывателям.
Несмотря на то, что размеры шмеля относительно большие, это насекомое является миролюбивым и жалит достаточно редко. Именно это обстоятельство объясняет то, что личинки и куколки шмелей, зачастую становятся легкой добычей для лис, грызунов, барсуков.

По мимо этих опасных врагов, имеется еще один нарушитель спокойствия стаи - муравей, хотя размеры его и значительно меньше. Колониями они уничтожают личинки в найденных гнездах шмелей.

Шмели, как и их сородичи - пчелы и осы, собирают нектар с растений, при этом опыляя их, и производят мед, которым они кормят свое потомство. Но в отличие от пчел, они не заготавливают мед впрок для зимовки, так как основная популяция шмелей погибает, а перезимовать имеет возможность только молодая шмелиная матка.
Шмели – полезные насекомые, их интересная и сложноорганизованная жизнь заслуживает того, чтобы люди узнали о ней немного больше.

Гнездо шмелей

После пробуждения от зимнего сна самка шмеля подыскивает место для гнездовья. Для этой цели может хорошо подойти заброшенная мышиная нора, беличье дупло и т.д. Главное требование к будущему жилому пространству – его закрытость от сквозняков и изолированность. Это необходимо для поддержания определенного температурного режима для выращивания потомства.

В первую очередь матка очищает найденное логово от всего ненужного и лишнего. Затем выстилает дно маленькими травинками, мхом и перьями, создавая условия для первой кладки. К окончанию строительства гнездо приобретает округлую форму с неровными краями. Каждая из сформированных ячеек перестраивается после двукратного использования.

Выращивание потомства

Процесс строительства гнезда идет непрерывно все лето. В то время, как в первой ячейке, наполненной нектаром и медом, развиваются уже вылупившиеся личинки, в следующей матка только откладывает яйца. И так без конца.

Как правило, закупоренного в ячейке питания, хватает только на рост личинке, а для формирования куколки из шелковистых нитей нужно дополнительное снабжение нектаром и медом. При выращивании первой партии потомства эта функция выполняется маткой шмеля самостоятельно. В последствии ей в этом помогают «старшие дети».
В отличие от ос и пчел, хранящих медовые запасы в восковых выстроенных сотах, шмели в качестве камер хранения используют свои опустевшие после выхода молодняка, коконы.

Средняя семья шмелей насчитывает около 300 особей к концу лета. Более крупные гнездовья встречаются очень редко.

Совет 3: Чем питаются ежики

Ежи – очень забавные зверьки. Эти ночные «топтигины» вызывают умиление как у детей, так и у взрослых. Наверное, все знают, как они выглядят – этакие колючие шарики с короткими лапами. Но чем же они питаются?

Немного о жизни ежей

Ежики живут не только в лесах, но и в степях. Спинка ежа покрыта шестью тысячами иголок длиной примерно по 3 см каждая. Иглы имеют своеобразную окраску – сверху и у основания они белого цвета, а в середине – коричневые либо черные.

Вес ежа не превышает килограмма, но перед спячкой он может «пополнеть» примерно на полкило. Самцы, как правило, крупнее самок. Глаза этого зверька черные и круглые, похожие на пуговицы. Мордочка вытянутая, с острым носом. Зубов у ежика тридцать шесть.

Колючки ежа внутри полые. Они гладкие на ощупь и напоминают волосы. Также иглы подвижны, потому что каждая из них крепится к мышце. «Броня» ежика постоянно обновляется, и за год он меняет примерно третью часть своего колючего оружия.

Эти милые зверушки одиночки по своей натуре. В природе даже пара ежей не уживается на одной территории. У каждого из них индивидуальный участок, на котором ежик устраивает несколько гнезд, которые надежно спрятаны, и обнаружить их довольно сложно.

Какие звуки издают эти колючие животные? Наверное, самый характерный – топанье. Также ежи сопят и фыркают.

Самец никогда не живет с самкой и детенышами. Детеныши у ежих появляются преимущественно в летний период, один раз в год. Беременность длится примерно 50 дней. Новорожденные ежики обычно совершенно беззащитны, они слепые и голые. Первичные иглы появляются у них уже спустя несколько часов после рождения, темные колючки пробиваются на вторые сутки. Двухнедельные ежата уже полностью покрыты иголками.

Питание ежей

Ежи, живущие на воле, питаются, как правило, калорийной пищей с высоким содержанием белка. В основном, это жучки, личинки, черви и прочие насекомые.

Ежики редко нападают на позвоночных животных, но иногда могут подкрепиться, например, небольшой змеей. Расправа происходит довольно просто – рептилии просто перекусывают позвоночник. Что касается растительной пищи, то из нее ежи предпочитают грибы, фрукты, ягоды и желуди.

Если ежик живет в неволе, то его меню намного разнообразнее и интереснее. Как правило, он питается яйцами, мясом и хлебом. Также можно кормить ежа специальным кормом либо кормом для хорьков.

Специалисты не советуют кормить домашнего ежа кормами, предназначенными для кошек и собак, потому что в них недостаточное количество белков. Кстати, молоком кормить его тоже нельзя, потому что ежики не переносят лактозу. Зато они с удовольствием могут перекусить овсяной кашей или даже мороженным.

Еще ежам необходимо давать отварное мясо и овощи. Они будут очень рады, если хозяин будет иногда баловать их сверчками, кузнечиками, тараканами и червями.

Совет 4: Как живут ежики

О жизни ежей сложены целые легенды. К примеру, считается, что еж – отличный ловец грызунов, однако это не совсем так. В неволе он, конечно, может поохотиться на мышей, но поймать ловкого и верткого грызуна ему будет не так уж и просто. Именно поэтому основная пища ежей – насекомые и змеи.

Как выглядят ежики?

Внешне эти зверьки напоминают небольшие комочки, покрытые короткими и темными иголками. Средняя длина таких игл достигает 3-х см. Ученые подсчитали, что количество игл у взрослых особей может достигать 6000 штук, а у молодых ежиков – до 3000. Мордочка у них вытянутая и острая, а ушки круглые и спрятаны в мехе. Длина тельца ежа может достигать 30 см, а его средний вес – 800 г. Эти животные обладают довольно острыми когтями и зубами: на верхней челюсти насчитывается 20 мелких зубов, а на нижней – 16.

Из жизни ежиков

Ежи живут, как правило, в не слишком густых лесах, в перелесках, в полезащитных полосах, в оврагах, заросших кустарником, и т.д. Их можно встретить как в Европе, так и в Малой Азии. Иногда можно встретить этих колючих созданий и в Новой Зеландии. Ученые утверждают, что не так давно они вообще населяли Северную Америку. В России можно встретить 4 вида ежей: обыкновенный, темноиглый, даурский и ушастый. Наиболее распространенным видом является, конечно же, обыкновенный еж.

Зоологи относят ежей к отряду насекомоядных, поскольку основной пищей этих животных являются различные мелкие насекомые. Более того, ежей без всякого преувеличения можно назвать настоящими санитарами лесов и огородов! Дело в том, что они поедают огромное количество тех или иных вредных для садов и лесов насекомых и моллюсков (слизней, улиток). Кстати говоря, в пользу этих зверьков можно записать и уничтожение лесных гнезд с выводком грызунов, которые вредят лесному и, конечно же, сельскому хозяйству.

Жизнь ежей полностью зависит от тех или иных климатических и природных условий: они избегают сырых мест, а в дождливые дни вообще предпочитают сидеть в своих «домиках». В качестве жилья эти создания используют наземные гнезда, которые они строят из лесной растительности, или используют норы, когда-то брошенные грызунами. Еж – один из немногих диких живых существ, способных подпустить к себе человека на довольно близкое расстояние. И это не потому, что ежи – храбрые создания. Дело в том, что эти колючие проказники обладают посредственным зрением и надеются на свое обоняние, которое нередко их подводит: если ветер дует в сторону, противоположную от ежа, то животное и вовсе не чувствует приближение к нему человека.

Ежи никогда не убегают от опасности. У них совершенно другой способ защиты: когда они чуют что-то неладное, то немедленно сворачиваются в колючий клубок, выставляя наружу острые иголки. Любопытно, что бегством ежи все равно бы не спаслись: их ноги слишком коротки, а сами они – неуклюжие создания. Но стоит отдать им должное на другом поприще: ежи весьма ловко охотятся на насекомых и змей. С грызунами дело обстоит хуже: изворотливые лесные мыши и полевки - это умные создания, которые просто так не даются. Их нужно еще постараться поймать! Кстати, ежи – ночные жители, днем эти колючие создания, в основном, спят снами младенцев.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше