Как и любой другой механизм переключения передач, роботизированная коробка предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссионному валу и изменения его значения в зависимости от характера движения машины. Роботизированная коробка передач представляет собой традиционную механическую КПП, в которой переключение передачи осуществляется не водителем, а исполнительным механизмом электронного блока управления. Роботизированная КПП обладает всеми преимуществами механических коробок передач и избавляет водителя от необходимости переключения передач вручную.

Принцип работы



Как и в МКПП, крутящий момент в роботизированной коробке передается от ведущего вала к ведомому с помощью одной из пары зубчатых шестерен. Сцепление и переключение передач в роботизированной коробке осуществляется с помощью специальных исполнительных механизмов – актуаторов.


Актуатор представляет собой компактный электродвигатель с реечной передачей, преобразующей вращательное движение в поступательное перемещение исполнительного органа. Электронный блок управления передает на актуатор сигнал о его включении или выключении, после чего происходит переключение передачи либо смыкание или размыкание сцепления.

Преселективные РКПП



Первые роботизированные КПП не отличались высокой скоростью переключения передач, поэтому специалистами концерна Volkswagen была разработана конструкция РКПП следующего поколения, в которой ведомые шестерни разнесены по двум отдельным валам. Благодаря этому перед переключением с одной передачи на другую автоматика управления передает сигнал на актуатор, заблаговременно начинающий включение следующей передачи. Этим достигается высокая скорость переключения, значительно превышающая скорости коробок-автоматов и традиционной механики.

Достоинства и недостатки



Положительными сторонами роботизированной КПП является повышенная экономичность, высокая скорость переключения передач, а также возможность легко переходить от автоматического к ручному режиму и наоборот.

Среди недостатков роботизированной коробки передач можно выделить рывки при движении на первой передаче, а также откатывание авто при страгивании в горку. Также большим недостатком РКПП является повышенная сложность конструкции, что сказывается на увеличении стоимости ремонта и диагностики по сравнению с другими типами КПП.