Совет 1: Что такое социализация как социальное явление

Под социализацией в общем понимают процесс, при котором человек принимает определенные стереотипы поведения, установки, различные социальные нормы и ценности, а также осваивает знания и навыки, способствующие благополучному функционированию в социуме.
Что такое социализация как социальное явление

Социализация, как социальное явление

Социализация — это процесс, благодаря которому человек принимает нормы его группы, посредством выстраивания собственного «Я», формируется уникальность человека, как личности, за счет принятия стереотипов поведения, социальных норм и ценностей, способствующие благополучному функционированию в социуме. Социализация включает в себя такие процессы, как приобщение к культуре, обучение и воспитание, благодаря которым индивид принимает социальную природу и становится способным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации индивида участвует близкое окружение – семья, друзья, СМИ и т.д.

Социализация, как социальное явление в зарубежной психологии

В теории Р. Гарольда рассматривалась социализация взрослых независимо от детской социализации и понималась как процесс, искореняющий детские установки, в частности отказ от мифов. С позиции социогенетического подхода, социализация понималась, как особенность развития личности, в зависимости от структуры общества и близкого окружения. Исходя из этой теории, индивид рождается биологическим существом, а как личность формируется только под воздействием социума и социальных условий жизни. Следующая теория, граничащая с социогенетическим подходом - теория научения. Она рассматривает жизнь личности, как результат, подкрепленный научением и освоение определенных знаний, умений и навыков.

В свою очередь теория ролей утверждает, что индивиду необходимо выбрать себе уже существующую модель поведения, называемую ролью. Роли определяются положением в обществе. Они отражают специфику поведения индивида и его отношения с окружающими.

Социализация, как социальное явление в отечественной психологии

В рамках отечественной психологии рассматривается ряд факторов, непосредственно влияющих на социальную жизнь личности. Факторов влияющих на социализацию очень много. К ним относятся государство, культура, общество (макрофакторы), семья, институты воспитания, церковь (микрофакторы), этническая и религиозная принадлежность, географическое местоположение, средства массовой информации (мезофакторы). Также отечественные психологи уделяли большое внимание социальному развитию. Они рассматривали этот процесс, как усвоение индивидом социальных норм и поведенческих установок, правил поведения, общения и взаимодействия с окружающими.
Видео по теме

Совет 2 : Социализация личности как явление

Социализация личности – это процесс усвоения ею знаний, социальных норм и психологических установок, которые позволяют успешно функционировать в обществе. Это явление, без которого невозможно представить жизнь каждого индивидуума, поэтому необходимо рассмотреть характеристику социализации личности и ее этапы.
Социализация личности как явление

Характеристика

Социализация личности как явление представляет собой формирование человека под действием социальных условий и опыта. По сути, это активное включение индивидуума в общественную жизнь. Это явление двустороннее. С одной стороны, оно включает в себя усвоение личностью социального опыта с помощью вхождения в окружающую его среду. С другой стороны, это активное воспроизводство индивидуумом социальных связей благодаря его деятельности. То есть человек усваивает опыт и позволяет социальной среде воздействовать на него, но в то же время он сам осуществляет все более успешное влияние на окружающее общество.

Термин «социализация» соответствует концепции, основанной на том, что социальность каждого человека и ребенка сводится к потребности в общении, тогда как в самом начале личность является асоциальной. Получается, что социализация личности – это явление, благодаря которому изначально асоциальный субъект превращается в социальную личность, которая владеет принятыми в обществе нормами и моделям поведения.

Этапы социализации личности

Существует пять основных этапов социализации личности. Первый этап – первичная социализация, то есть адаптация личности к социальному окружению, начиная от рождения и заканчивая подростковым возрастом. Дети некритически принимают социальный опыт при помощи подражания и приспособления к окружающей действительности.

Второй этап – индивидуализация. Это явление, основанное на стремлении выделиться. Здесь проявляется критическое отношение к общественным нормам, указание на свою неповторимость и стремление выделить себя.

Третий этап – интеграция, то есть желание найти себя, свое место в обществе. Если основные качества личности соответствуют общественным ожиданиям, интеграция считается успешной. Если такого не происходит, социализация личности как явление начинает основываться на усилении агрессивности, отказа личности от своей индивидуальности и прочих негативных чертах.

Четвертый этап называется трудовым и считается самым продолжительным, так как охватывает весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии личность продолжает усваивать социальный опыт и воплощать его в общественную жизнь.

Пятый этап – послетрудовая деятельность, когда личность передает накопленный социальный опыт подрастающему поколению.
Видно, что социализация личности как явление охватывает всю жизнь человека, позволяя ему быть полноценным членом общества.
Видео по теме

Совет 3 : Социализация как социокультурное явление

Человек не может существовать вне общества. Он обогащает его и получает несоизмеримо больше в ответ в виде знаний, умений и навыков.

Социализация как социокультурное явление

Социализация как понятие

Человек – существо социальное. Именно проживание с сородичами привело наших предков к созданию и овладению речью, письменностью, развило тягу к прекрасному и выражению этого в различных видах искусства: музыке, скульптуре, литературе и др.

Если суммировать вышесказанное, то можно придти к выводу - социализация – это процесс овладения индивидуумом способностями и навыками для оптимального и комфортного существования в обществе. Общественный человек - это тот, кто в ладу с другими людьми, умеет находить с ними общий язык, получать и давать знания, делиться опытом.

Виды социализации

  • Первичная
  • Групповая
  • Гендерная
  • Ресоциализация
  • Досрочная
  • Организованная

Первичная включает временной промежуток с момента рождения ребенка до его превращения в зрелую взрослую личность. Групповая подразумевает социализацию в определенной соцгруппе. Она может быть по интересам или возрастным рамкам. Гендерная социализация - это разделение по половому признаку. Ресоализация, также именуется вторичной, подразумевает изменение ранее сложившейся модели поведения. Это может быть тесно связано с групповой социализацией, когда человек попадает в другую социальную группу или вследствие смены приоритетов. Досрочная социализация возникает тогда, когда индивидуум пытается адаптироваться в тех условиях, которые не подходят ему по определенным параметрам. Например, маленький ребенок пытается показаться старше и умнее, чтобы соответствовать друзьям и коллегам родителей. Наконец, организованная социализация – это то, что человек должен выполнять при взаимодействии с небольшой группой людей. Это происходит в семье, кружке, школе, при поступлении в институт или при приеме на работу.

Институты социализации

  • Семья
  • Друзья, одноклассники, однокурсники, коллеги
  • Образовательное учреждение
  • Правовая система
  • СМИ
  • Религия

Процессы, проходящие во время воспитания, обучения и поступления на работу, позволяют сформироваться индивидууму и получить знания и навыки; также в это время он проходит этапы социализации. В каждом конкретном случае он играет свою социальную роль и приобретает опыт. Но бывает не только позитивный результат. Нужно уметь приспосабливаться. Это важное условие не только для комфортного сосуществования.  Также это может привести к деосоциализации, то есть потере индивидуумом накопленного опыта. Как правило, такое происходит в силу необратимых и тяжелых причин: болезнь, стресс, форс-мажор, стихия.

Нужно понимать, что взаимодействовать с другими людьми придется постоянно. При обучении, выполнении своих рабочих или семейных  обязанностей, осуществлении покупок в магазинах или обращении в социальные службы. И нужно уметь это делать. Нельзя игнорировать общество и его правила. Достойного отношения и уважения в первую очередь заслужит тот, кто проявит его по отношению к другому лицу. Для этого просто нужно соблюдать установленные в обществе нормы этически-морального характера.

Социализация важна для каждого человека. Именно она позволяет приобрести те навыки, что позволят комфортно и нормально сосуществовать в мире, контактировать с другими людьми и обрести определенный вес и статус.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500