Олигополия рынка близка к монополии, хотя и имеет некоторые механизмы, схожие с конкуренцией. Дело не только в том, что на монополистическом рынке происходит слабая конкуренция между немногочисленными продавцами, которых обычно бывает не больше десяти, такой рынок обычно выступает как закрытая система и не пускает новых участников. В качестве примера можно вспомнить российский рынок сотовых операторов.

Особенности олигополии



Вы можете узнать олигополистический рынок по следующим характерным особенностям:
- на рынке присутствует небольшое число фирм, но при этом наблюдается большой спрос - это рыночное предложение реализуется этими фирмами для более мелких пользователей;
- продукция таких фирм может быть стандартизированной или дифференцированной;
- на таком рынке имеются серьезные препятствия для входа новых фирм;
- производители являются зависимыми друг от друга, поэтому присутствует ценовой контроль.


Модели олигополии



Первой моделью считается модель олигополии, которая основана на сговоре. При этом фирмы могут отличаться некооперативным или кооперативным поведением. При некооперативном поведении фирмы не согласованы между собой, и такая конкуренция может вызывать ценовую борьбу. Когда же на рынке олигополии производители поддерживают совместное сотрудничество и вступают в переговоры, это способствует фиксированным ценам, данная рыночная ситуация созвучна таким понятиям, как трест, картель.

На олигополистических рынках, как правило, есть лидирующая фирма, она и диктует цены, все остальные фирмы на рынке вынуждены подстраиваться под ее финансовую политику. Фирмы-соперники поддерживают цену, установленную рыночным лидером. Однако ценовое лидерство является моделью неполной монополии.

Ценовое лидерство можно разделить на два подтипа:
- лидером является фирма, которая обладает небольшими издержками по сравнению с другими фирмами-конкурентами,
- на рынке лидирует производитель, уровень издержек которого не особо отличается от конкурентов.

Следует отметить, что олигополия сегодня преобладает в современной структуре рынка. Вспомните всемирно известных производителей самолетов, например «Эйрбас» или «Боинг».

Особенностью такого рынка можно считать также и то, что все фирмы на нем прямо зависят от конкурентов, от из решений, от их поведения. Значительные выгоды в условиях олигополистической конкуренции зависят именно от взаимного сотрудничества и от умения договариваться.