Совет 1: Какую роль в воспитании играе социализация

Социализация – это важнейший процесс, связанный с усвоением и воспроизведением человеком социальных норм. Это многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако особую актуальность социализация имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Какую роль в воспитании играе социализация

Неразрывно связаны

Стоит сказать, что воспитание и социализация неразрывно связаны друг с другом. Воспитание – органичная составляющая процесса становления личности. Оно заключается в целенаправленной передаче знаний, правил поведения, этических норм от старшего поколения к младшему.
Еще несколько десятилетий назад, когда термин «социализация» не был еще распространен, его заменяли словом «воспитание». Однако в настоящее время психологи и социальные педагоги пришли к выводу, что социализация – это более широкое понятие, включающее в себя в том числе процесс воспитания.

Вообще если говорить о сущности воспитания как составляющей части процесса социализации личности, то для его успешной реализации обществом предусмотрены всевозможные педагогические практики. Они сложились годами опытным путем, методом проб и ошибок.

Без воспитания полноценной личности невозможно представить ее социализацию в целом. Как ни крути, но человек не может жить вне социума, общества себе подобных. А не имея определенного уровня воспитания, невозможно сосуществовать в этом обществе с другими индивидами.

От воспитания к самовоспитанию

Воспитание строится от внешнего к внутреннему. То есть вначале родители подают ребенку пример, показывают ему, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Он запоминает, копирует поведение взрослых людей, при этом еще внутренне не осознает, почему какие-то действия можно совершать, а иные – нет. Это воспитание во внешней форме.

В идеале с взрослением ребенка и его вхождением в общество внешняя воспитанность переходит во внутреннюю, которая становится этичной нормой жизни. Таким образом воспитание перерастает в самовоспитание.

Однако ребенок приобретает воспитание не только путем «вдалбливания» в него общепринятых норм. Он получает представление о воспитании стихийно, из того самого социума, в который он уже попал. Зачастую это происходит неосознанно. Родителям стоит знать, что социум, в котором ребенок получает первые и главные представления, примеряет всевозможные социальные роли, чрезвычайно важен для него. Потому и все полученное из него хорошее равно как и дурное рискует закрепиться в воспитании подрастающего человека прочно.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это основная составляющая процесса социализации. Наряду с таким важным элементом социализации личности как воспитание, социальные педагоги выделяют такие его компоненты, как обучение, взросление, адаптация и пр.
Видео по теме
Источники:
  • В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

Совет 2 : Какую роль в воспитании играет социализация

Взрослея, дети испытывают естественную потребность в расширении круга своего общения. В развитии ребенка очень важную роль играет социализация, основы которой закладываются в семье.
Какую роль в воспитании играет социализация
Социализация – это трудоемкий процесс, во время которого ребенок знакомится с навыками поведения в обществе. В отличие от животных, где тактика поведения диктуется инстинктами, человеку, чтобы выжить, необходимы четкие границы, своеобразные «правила игры», принятые в обществе. Педагоги кратко характеризуют социализацию тремя основными понятиями – воспитание, обучение, развитие личности.

Навыки социализации закладываются в семье в первые годы жизни, поэтому родителям важно показать достойный пример, быть внимательным к остальным членам семьи, друзьям и родственникам, а также следить за теми ценностями и нормами, которые внушаются ребенку. Любое родительское высказывание воспринимается ребенком, как авторитетное. Велика вероятность, что выросшие сын или дочь будут решать проблемы и относиться к ним именно так, как делают это его родители, братья и сестры.

Этот этап социализации начинается в коллективе, за пределами родительской семьи. Группа расширяется, происходит своеобразный «конфликт» правил множества семей. Например, один ребенок считает нормальным делить угощение поровну, а другому внушили, что себе нужно брать больший кусок. Грамотные педагоги или родители регулируют этот процесс и продолжают объяснять ребенку правила и нормы, которые действуют в обществе.

Появляются групповые цели и задачи, решать которые также нужно сообща. В дальнейшем выросшему социализированному ребенку легче взаимодействовать в рабочем коллективе или чувствовать себя в любой компании «своим».

Выделяются роли в коллективе – лидеры и аутсайдеры, правила поведения и взаимодействия с ними. Немаловажно здесь привитие таких ценностей, как сострадание, сдержанность, лояльность, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Родители на этом этапе социализации своих детей должны обращать внимание на нравственность тех коллективов, где постоянно находится ребенок (будь то компания на улице или кружок рисования). Все модели поведения сын или дочь заберут во взрослую жизнь, на их основе будут строить супружеские отношения, отношения со своими детьми, взаимодействовать в рабочем коллективе.

С годами социализация только усложняется, количество людей и групп, с которыми взаимодействует ребенок, расширяется. Но это необходимые этапы становления личности человека, и трудности, которые возникают у него на пути, закаляют характер и помогают закрепить нужные модели поведения в обществе.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500