Совет 1: Какую роль в воспитании играе социализация

Социализация – это важнейший процесс, связанный с усвоением и воспроизведением человеком социальных норм. Это многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако особую актуальность социализация имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Неразрывно связаны



Стоит сказать, что воспитание и социализация неразрывно связаны друг с другом. Воспитание – органичная составляющая процесса становления личности. Оно заключается в целенаправленной передаче знаний, правил поведения, этических норм от старшего поколения к младшему.
Еще несколько десятилетий назад, когда термин «социализация» не был еще распространен, его заменяли словом «воспитание». Однако в настоящее время психологи и социальные педагоги пришли к выводу, что социализация – это более широкое понятие, включающее в себя в том числе процесс воспитания.

Вообще если говорить о сущности воспитания как составляющей части процесса социализации личности, то для его успешной реализации обществом предусмотрены всевозможные педагогические практики. Они сложились годами опытным путем, методом проб и ошибок.

Без воспитания полноценной личности невозможно представить ее социализацию в целом. Как ни крути, но человек не может жить вне социума, общества себе подобных. А не имея определенного уровня воспитания, невозможно сосуществовать в этом обществе с другими индивидами.

От воспитания к самовоспитанию



Воспитание строится от внешнего к внутреннему. То есть вначале родители подают ребенку пример, показывают ему, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Он запоминает, копирует поведение взрослых людей, при этом еще внутренне не осознает, почему какие-то действия можно совершать, а иные – нет. Это воспитание во внешней форме.

В идеале с взрослением ребенка и его вхождением в общество внешняя воспитанность переходит во внутреннюю, которая становится этичной нормой жизни. Таким образом воспитание перерастает в самовоспитание.

Однако ребенок приобретает воспитание не только путем «вдалбливания» в него общепринятых норм. Он получает представление о воспитании стихийно, из того самого социума, в который он уже попал. Зачастую это происходит неосознанно. Родителям стоит знать, что социум, в котором ребенок получает первые и главные представления, примеряет всевозможные социальные роли, чрезвычайно важен для него. Потому и все полученное из него хорошее равно как и дурное рискует закрепиться в воспитании подрастающего человека прочно.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это основная составляющая процесса социализации. Наряду с таким важным элементом социализации личности как воспитание, социальные педагоги выделяют такие его компоненты, как обучение, взросление, адаптация и пр.

Совет 2: Какую роль в воспитании играет социализация

Взрослея, дети испытывают естественную потребность в расширении круга своего общения. В развитии ребенка очень важную роль играет социализация, основы которой закладываются в семье.
Социализация – это трудоемкий процесс, во время которого ребенок знакомится с навыками поведения в обществе. В отличие от животных, где тактика поведения диктуется инстинктами, человеку, чтобы выжить, необходимы четкие границы, своеобразные «правила игры», принятые в обществе. Педагоги кратко характеризуют социализацию тремя основными понятиями – воспитание, обучение, развитие личности.

Навыки социализации закладываются в семье в первые годы жизни, поэтому родителям важно показать достойный пример, быть внимательным к остальным членам семьи, друзьям и родственникам, а также следить за теми ценностями и нормами, которые внушаются ребенку. Любое родительское высказывание воспринимается ребенком, как авторитетное. Велика вероятность, что выросшие сын или дочь будут решать проблемы и относиться к ним именно так, как делают это его родители, братья и сестры.

Этот этап социализации начинается в коллективе, за пределами родительской семьи. Группа расширяется, происходит своеобразный «конфликт» правил множества семей. Например, один ребенок считает нормальным делить угощение поровну, а другому внушили, что себе нужно брать больший кусок. Грамотные педагоги или родители регулируют этот процесс и продолжают объяснять ребенку правила и нормы, которые действуют в обществе.

Появляются групповые цели и задачи, решать которые также нужно сообща. В дальнейшем выросшему социализированному ребенку легче взаимодействовать в рабочем коллективе или чувствовать себя в любой компании «своим».

Выделяются роли в коллективе – лидеры и аутсайдеры, правила поведения и взаимодействия с ними. Немаловажно здесь привитие таких ценностей, как сострадание, сдержанность, лояльность, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Родители на этом этапе социализации своих детей должны обращать внимание на нравственность тех коллективов, где постоянно находится ребенок (будь то компания на улице или кружок рисования). Все модели поведения сын или дочь заберут во взрослую жизнь, на их основе будут строить супружеские отношения, отношения со своими детьми, взаимодействовать в рабочем коллективе.

С годами социализация только усложняется, количество людей и групп, с которыми взаимодействует ребенок, расширяется. Но это необходимые этапы становления личности человека, и трудности, которые возникают у него на пути, закаляют характер и помогают закрепить нужные модели поведения в обществе.

Совет 3: Роль папы в воспитании ребенка

Многие мамы считают, что папа не справится с малышом, не сможет заменить подгузник, накормить и успокоить. И совершенно зря, между прочим! Десятки тысяч мужчин отважно растят детей без мам и отлично справляются. Так что не стоит унижать отца своего ребенка недоверием.

Не секрет, что до мужчин осознание отцовства доходит несколько медленнее, чем чувство материнства до женщин. Но это еще не значит, что в случае необходимости нельзя доверить мужчине его же ребенка. Научно доказано, что все необходимые навыки и умения в них заложены на физиологическом уровне. И пусть неуклюже, пусть не так быстро и ловко, как мама, но папа сумеет переодеть малыша и накормить его. Общение отца и ребенка необходимо им обоим и не нужно мамочкам бояться их оставить наедине. В присутствии мамы папа обязательно найдет отговорку, чтобы не выполнять "архи-сложную" обязанность, а вот оставшись один на один с малышом, он не сможет этого сделать.

Несколько практических рекомендаций для мам

1.      Прежде чем удалиться, оставьте все, что может понадобиться, на самом видном месте, чтобы муж мог легко все найти, не хватая телефон и не зовя на помощь вас каждые пять минут. Приготовьте ребенку (и папе, конечно же) покушать, попить, любимые мульты, книги, игрушки.

2.      В более позднем возрасте ребенка (3-5 лет) старайтесь не мешать общению чада с папой. Многие мамы подсказывают каждый шаг, причем как малышу, так и папе - он умеет, он говорит, он любит, сделай так, посади сюда, ложку возьми по-другому. Так поступать категорически нельзя! В большинстве случаев общение папы с ребенком происходит редко по причине вечной занятости отца. Так не мешайте - это их время, это им решать и им учиться взаимодействию и диалогу! В эти редкие минуты ребенок получает мужское внимание, мужские навыки, воспитание и т. п. То, что вы ему должны дать, вы даете, а вот папа редко успевает, так что старайтесь не вмешиваться в процесс. Даже девочкам необходимо получать мужское внимание и знать мужское мнение по тому или иному вопросу.

3.      Ребенок пошел в школу... Не берите на себя полностью общение с педагогами, оставьте и папе такое удовольствие. Пусть хотя бы изредка он провожает чадо в школу и встречает его, посещает родительские собрания и экстренные вызовы. Та же ситуация и с врачами - иногда туда может сходить и папа, вернее ДОЛЖЕН!

Помните - в воспитании здоровой личности, в формировании социализации ребенка должны принимать участие и мужчина, и женщина. И лишь в этом случае у ребенка сформируется твердый характер, он будет уверен в себе, коммуникабелен. 

Совет 4: Гендерное воспитание малыша: за и против

Быстро меняющийся мир привел к разрушению привычных стереотипов мужского и женского поведения. Все чаще кумирами миллионов становятся личности, которые ведут себя прямо противоположно своей половой принадлежности. Принцип гендерного воспитания направлен как раз на то, чтобы такое поведение не стало нормой для ребенка в его взрослой жизни.

Что такое гендерное воспитание и в чем его преимущества


Английское слово «гендер» буквально означает принадлежность к тому или иному роду, то есть полу. В ходе гендерного воспитания малышей формируется их социальная половая принадлежность, осознание того, что он/она мужчина/женщина. Формирование так называемой гендерной идентичности начинается в семье и зависит от отношения самых близких людей к малышу и друг к другу. От того, насколько близки ему родители обеих полов, настолько сильна его психологическая связь и с мамой, и с папой. Но укрепление заложенных основ половой принадлежности происходит в школьные годы, в стенах образовательного учреждения и во многом зависит от методики преподавания, отношения педагогов к гендерному воспитанию.

В ходе гендерного воспитания мальчиков им прививаются основы маскулинности, то есть поведения, характерного только для мужчин – уже с ранних лет быть сильным, не проявлять слабости в любой ситуации, уметь позаботиться о себе и своих близких. Такие знания и привычки очень важны для становления мужчины в социуме, его успешности и уверенности в себе, в уважении окружающих к нему на протяжении всей его жизни.

В формировании личности девочки в определенное время, как правило, в 4-5 лет, наступает переломный момент, когда она старается подражать мальчикам. Задача родителей, которые придерживаются гендерной методики в воспитании, постараться сохранить с малышкой доверительные и теплые отношения, не стараться сломить ее стремление быть сильной, а мягко и ненавязчиво показать, что быть женщиной с мужскими замашками и характером некрасиво и неправильно. Чисто женские навыки и манеры, привитые в раннем детстве, помогут сделать ей правильный выбор спутника жизни и создать крепкую благополучную семью.

Гендерное воспитание в образовательных учреждениях – все за и против


Если в семье метод гендерного воспитания не вызывает вопросов и сомнений у большинства родителей, то вокруг подобной образовательной методики все чаще возникают споры.

По сути, гендерное воспитание детей в школах заключается в разделении классов на мужские и женские. В ходе занятий акцент делается именно на роль того или иного пола, его обязанностях и особенностях поведения. Мнения ведущих специалистов в области педагогики о таком воспитании разнятся, а в качестве примера, причем как положительного, так и негативного, приводят экспериментальные классы раздельного обучения в нескольких школах страны.

Кто-то из специалистов категорически против такого метода обучения, так как считает, что раздельное обучение и акцент в воспитании именно на половую принадлежность, негативно сказывается на социализации человека в обществе после его выхода из стен учебного учреждения. Сторонники же гендерного образования приводят в качестве аргумента в его пользу то, что показатели успеваемости в раздельных классах значительно выше, а социальная адаптация происходит во время общения с противоположным полом вне уроков.

Кроме того, противники гендерного метода указывают и на особенности характера некоторых детей как на фактор риска, к примеру, слишком активные девочки просто не могут прижиться в чисто женском классе, а мальчикам с мягким характером сложно усваивать знания в коллективе, где популяризируются только сильные стороны личности. В подобных случаях гендерное воспитание не только не приносит пользы, но и может нанести вред психике детей.

Совет 5: Что такое социальное воспитание

Развитие ребенка - это превращение его в социальное существо - личность. Оно происходит под влиянием окружающей его естественной и социальной среды, а также с помощью специальной целенаправленной деятельности по формированию определенных качеств личности - социального воспитания.




Для полноценного развития ребенка большое значение имеет общение. Именно в процессе общения усваивается речь, которая играет ведущую роль в познании и освоении окружающего мира. Превращение в социального субъекта происходит в результате социализации человека, интеграции его в общество, в социальные группы. Этот процесс реализуется посредством усвоения ценностей, установок, образцов поведения, социальных норм, на основе которых формируются значимые качества личности.

Социализация – непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, но наиболее велика его роль в детстве и юности, в эти периоды закладываются все базовые ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения.

Социальная среда – это самые разные общности людей, характеризующиеся определенными системами отношений и правил. Человек в какой-то степени влияет на среду, изменяет ее, но одновременно и среда воздействует на человека, предъявляя ему свои требования. Окружение может принимать человека, его поступки, а может и отвергать, относиться к нему неприязненно. Социальное воспитание помогает приобретать необходимые, с точки зрения общества, социальные, духовные и эмоциональные ценности. Основная цель его - содействие развитию человека, реализация его способностей на благо общества.

Процесс социального воспитания осуществляется, прежде всего, в семье, позже - в образовательных учреждениях, при неформальном общении. Семья - это главное условие реализации способностей человека, самый важный воспитательный институт, обладающий большими возможностями. Ребенок усваивает в семье несколько социальных ролей: сына или дочери, сестры или брата, племянника, внука, знакомится с ролями матери и отца, бабушки и дедушки.

Следующая важная роль - член коллектива. В детском саду, школе, спортивной секции, в общении со сверстниками, дети усваивают роли товарища, друга, ученика, лидера. Значимая социальная роль - быть гражданином своей страны, любить свое отечество, гордиться им.

Для каждого периода социального развития характерны специфические возрастные особенности, которые проявляются в определенных психологических реакциях, в соответствующей возрасту деятельности, в формирующем влиянии различных институтов социализации.

Освоение детьми механизма ролевого поведения обеспечивает им успешную включенность в общественные отношения, они научаются приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям на протяжении всей дальнейшей жизни. Этот процесс приспособления называется социальной адаптацией.

Нередко процесс социализации осложняется по каким-либо причинам. Вхождение в общество может быть трудным вследствие особенностей физического или психического развития. Иногда усвоение социальных норм ребенком искажается в результате стихийного или преднамеренного влияния среды. В результате, он не может влиться в нормальные социальные отношения и поэтому нуждается в специализированной помощи для успешной интеграции.


Видео по теме
Источники:
  • Социальное воспитание
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше