Для полноценного развития ребенка большое значение имеет общение. Именно в процессе общения усваивается речь, которая играет ведущую роль в познании и освоении окружающего мира. Превращение в социального субъекта происходит в результате социализации человека, интеграции его в общество, в социальные группы. Этот процесс реализуется посредством усвоения ценностей, установок, образцов поведения, социальных норм, на основе которых формируются значимые качества личности.

Социализация – непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, но наиболее велика его роль в детстве и юности, в эти периоды закладываются все базовые ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения.

Социальная среда – это самые разные общности людей, характеризующиеся определенными системами отношений и правил. Человек в какой-то степени влияет на среду, изменяет ее, но одновременно и среда воздействует на человека, предъявляя ему свои требования. Окружение может принимать человека, его поступки, а может и отвергать, относиться к нему неприязненно. Социальное воспитание помогает приобретать необходимые, с точки зрения общества, социальные, духовные и эмоциональные ценности. Основная цель его - содействие развитию человека, реализация его способностей на благо общества.


Процесс социального воспитания осуществляется, прежде всего, в семье, позже - в образовательных учреждениях, при неформальном общении. Семья - это главное условие реализации способностей человека, самый важный воспитательный институт, обладающий большими возможностями. Ребенок усваивает в семье несколько социальных ролей: сына или дочери, сестры или брата, племянника, внука, знакомится с ролями матери и отца, бабушки и дедушки.

Следующая важная роль - член коллектива. В детском саду, школе, спортивной секции, в общении со сверстниками, дети усваивают роли товарища, друга, ученика, лидера. Значимая социальная роль - быть гражданином своей страны, любить свое отечество, гордиться им.

Для каждого периода социального развития характерны специфические возрастные особенности, которые проявляются в определенных психологических реакциях, в соответствующей возрасту деятельности, в формирующем влиянии различных институтов социализации.

Освоение детьми механизма ролевого поведения обеспечивает им успешную включенность в общественные отношения, они научаются приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям на протяжении всей дальнейшей жизни. Этот процесс приспособления называется социальной адаптацией.

Нередко процесс социализации осложняется по каким-либо причинам. Вхождение в общество может быть трудным вследствие особенностей физического или психического развития. Иногда усвоение социальных норм ребенком искажается в результате стихийного или преднамеренного влияния среды. В результате, он не может влиться в нормальные социальные отношения и поэтому нуждается в специализированной помощи для успешной интеграции.