Слово «проповедь» происходит от греческого προανακηρύσσειν, что означает «провозглашать». В общем смысле это речь, которая подразумевает наставление и распространение определенных знаний. Проповедь осуществляет тот, кто верит в свои слова и в свою идею. Чаще всего слово данный термин употребляется в религиозном значении. Согласно словарю Даля «проповедь – поучение, духовное слово, наставление священника пастве, в церкви или народно». Она всегда обращена к нескольким слушателям и в большинстве случаев принимает устную форму. Проповедующий может поучать, нести информацию или знание или призывать к действиям и поступкам. Однокоренные слова: исповедь, заповедь, ведать.

В религии проповедь произносится служителем церкви для объяснения учения Христа и для ответа на вопросы паствы. Ранее, когда христианство только зарождалось, проповедь была беседой выступающего со слушателями. Многие обращались к оратору с вопросами, просили разъяснений, высказывали недоумения. Сейчас проповедник выступает один, народ же слушает молча, не перебивая и не задавая вопросов в ходе речи.


История проповеди



Проповедь берет свое начало в XI-V веке до н.э., когда происходило становление мировых религий, например, буддизма в Индии, зороастризма в Иране, учений пророков в Израиле, ионийской философии в Греции, учения Конфуция в Китае. У каждого движения был свой тип проповеди.

Техника христианской проповеди заимствована у позднеантичного морализма, чьими представителями были Сенека и Эпиктет. Ее теоретические принципы были сформулированы Амвросием Медиоланским и Августиным Блаженным. В IV веке возник жанр церковной проповеди, который теперь называется гомилетикой.

В XVIII веке была распространена литературно-утонченная проповедь, которая включала в себя элементы барокко.

На сегодняшний день помимо религиозной проповеди существует политическая проповедь, философская проповедь и т.д.

Устная форма проповеди


У проповеди может быть несколько мотивов ее произнесения - кому, зачем и как. Цели произнесения могут быть разными: для информирования, для агитации и для манипуляции. У информационной проповеди существует три вида: поучение, пророчество и сообщение.

Проповедь-поучение берет свое начало с традиции учительства дохристианских времен. Основателей крупнейших религий называли учителями, их приемников - проповедниками.

При проповеди-сообщении выступающий ищет в слушателе интересы, которые возникают из стремления к постижению. Такие речи встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете. Учитель, как основатель основоположник религии, делится знаниями, а его ученики, как проповедники, говорят от его имени.

Для понимания проповеди-пророчестве важно значение еврейского слова «нави», пророк. В данном случае пророк обозначает не только предсказателя будущего, но и человека, несущего весть другого лица.

Цель агитационной проповеди - получить ответную реакцию от слушателей. Такой реакцией может быть заинтересованность или даже действия. Оратор старается убедить слушателей мыслить и действовать в определенном направлении.

Манипуляционная речь является отрицательным примером религиозной проповеди. Оратор подменяет интересы аудитории нужными ему, и слушатели начинают верить в то, что именно такие интересы являются их личными.

Нагорная проповедь


Нагорная проповедь - это проповедь Иисуса Христа, которая была произнесена им на холме рядом с Капернаумом в Галилее после призвания двенадцати апостолов. Изречения Христа собраны в Евангелии от Матфея в главах с пятой по седьмую и в Евангелии от Луки, глава 6, 17-49. Нагорная проповедь отражает моральное учение Иисуса Христа. Она начинается с Девяти Заповедей Блаженства, которые представляют собой закон духовного возрождения Нового Завета.