Важнейшие свадебные обряды


Традиционная русская свадьба представляет собой целый комплекс обрядов, совершавшихся в строгой последовательности. Важнейшими свадебными обрядами были сватовство, сговор, девичник, венчание, первая брачная ночь и свадебный пир. В каждом из них заключался определенный смысл. Сватовство и сговор представляли собой переговоры между представителями семей о возможном заключении брака между девушкой и юношей. Сговор закреплял возникшую договоренность. На девичнике невеста прощалась со своей «девичьей волей» перед вступлением в новый период жизни. Венчание являлось религиозным и юридическим оформлением брака, а первая брачная ночь – его фактическим скреплением. Свадебный пир был выражением радости и общественного одобрения нового семейного союза.

Центральные персонажи свадебного обряда


Свадебный обряд проходил в форме своеобразного спектакля, в котором участвовали строго определенные действующие лица, поведение которых подчинялось установленным правилам. Несмотря на то, что жених и невеста являлись центральными персонажами, им отводилась пассивная роль. В начале свадьбы невеста должна была всячески демонстрировать свое нежелание выходить замуж, а жених, наоборот, демонстрировать любовь и уважение к ней.


Важнейшая роль в проведении свадебного обряда отводилась дружке, который был распорядителем свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входили контроль над исполнением традиций, развлечение гостей шутками и приговорами, защита молодых, их родственников и гостей от нечистой силы. Кстати, на свадьбу обязательно приглашали колдуна, опасаясь, что если его обойти вниманием, он может причинить молодым непоправимый вред.

Поездка к венцу


В основе свадебного обряда лежало сложное переплетение христианских и языческих верований. Из язычества пришли представления о том, что девушка, выходя замуж, умирает для своей прошлой девичьей жизни и, после первой брачной ночи, возрождается в новом качестве. Магические действия, призванные уберечь молодых от негативных воздействий, также несли языческий характер. Традиции Православной Церкви начали активно внедряться в народный свадебный обряд со второй половины 17 века. Обязательными стали родительское благословение и венчание в церкви.

Поездка к венцу сопровождалась соблюдением целого ряда обычаев. Рано утром свадебный поезд отправлялся к дому невесты. Число подвод обязательно должно было быть нечетным, но не менее трех. Ехали по объездной дороге, чтобы запутать «нечистые силы». Родственники невесты выстраивали на пути поезда всевозможные преграды, за преодоление которых жениху приходилось платить выкуп. Возле дома невесты ее подружки оказывали притворное сопротивление, преодолеть которое опять-таки можно было лишь с помощью хорошего выкупа.

Перед поездкой к венцу жениха и невесту сажали на мех. Сваха расчесывала им волосы гребнем, смоченным в вине или крепком меду. После этого их осыпали хмелем или смешанным с деньгами зерном. Все эти обрядами сулили будущей семье достаток и благополучие. После этого зажигались брачные свечи. В церковь привозили свою посуду и хлебное вино, которое священник трижды предлагал испить жениху и невесте. После третьей чарки жених разбивал свой бокал о землю. После этого брачные свечи слепляли вместе и ставили в кадку с пшеницей, находившуюся в головах постели новобрачных.

По возвращении, на пути молодых выстраивались «воротики» или зажигались костры, выполнявшие роль оберега. Чтобы Домовой принял ее в свой дом, невеста выпускала привезенную с собой черную курицу. Дружка окрещивал путь молодых кнутом, а сваха разметала дорогу веником. Родители встречали их хлебом и солью, а затем начинался свадебный пир, называвшийся «княжий стол».