Совет 1: Как работает вариатор

Бесступенчатую кинетическую передачу до определенного времени было весьма затруднительно реализовать. Главными причинами тому были высокая конструкционная сложность и низкая надежность узла, однако эта проблема стала легко решаемой с появлением первых вариаторов.
Инструкция
1
Стандартная передача вращательного движения осуществляется с помощью гибкого фрикционного элемента, закрепленного на двух подвижных валах. Отношение оборотов ведомого вала к ведущему, называемое передаточным отношением, в такой передаче всегда фиксировано и его нельзя изменить без полной остановки механизма. В то же время, в некоторых случаях требуется плавно изменять количество оборотов по мере роста скорости вращения, когда потенциальная энергия движущегося рабочего органа становится высокой настолько, что для поддержания движения уже не требуется максимальной мощности силового агрегата, но есть потребность в высоком крутящем моменте.
2
Если в стандартных клино-ременных и цепных передачах валы выполнены в виде шкивов или зубчатых звезд с фиксированным размером, то в вариаторе движение передается между двумя валами конической формы. Когда рабочий орган неподвижен, ремень вариатора расположен в узкой части ведущего и в широкой части ведомого конусов, за счет чего достигается наибольшее передаточное отношение с низким крутящим моментом, что позволяет привести в движение рабочий орган, находящийся в состоянии покоя. С ростом скорости движения происходит смещение ремня или валов, благодаря чему передаточное отношение падает, а скорость вращения ведомого вала увеличивается. Обратный процесс происходит при снижении скорости рабочего органа. Современные вариаторы отличаются совершенством конструкции, позволяющим обеспечить отличную динамику изменения передаточного отношения, при которой переключение между минимальным и максимальным порогами скоростного режима осуществляется за десятые доли секунды.
3
Механизм, осуществляющий изменение передаточного отношения в вариаторе, может быть основан на разных принципах действия. Наиболее простым и надежным является устройство, в котором задействован центробежный тормоз, размещенный внутри конуса ведомого вала. При этом гибкий фрикционный элемент фиксируется с помощью роликов-успокоителей, что позволяет ему не смещаться вслед за подвижным валом. Также активно применяются системы регулируемых шарниров, приводимые в движение исполнительным механизмом, который смещает либо ремень, либо один или оба подвижных вала. Степень смещения зависит от текущих показаний тахометра, при этом режим работы остается полностью автоматическим. Такая конструкция вариатора обеспечивает ему наилучшее быстродействие. В стационарных установках режим работы вариатора часто регулируется механизмом со сложной системой сервоприводов под программным управлением.

Совет 2: Вариатор: в чём он выигрывает у механики и автомата

При выборе автомобиля покупатель всегда обращает внимание на тип трансмиссии. Одним нравится автомат, другие предпочитают механическую коробку, забывая при этом о вариаторе. А ведь он имеет ряд преимуществ, как перед механикой, так и перед автоматом.

Впервые прототип вариатора был придуман в 1490 году Леонардо да Винчи. Первые же автомобили с данным типом трансмиссии были спроектированы в середине двадцатого века. Вариаторы бывают нескольких видов: тороидальные, цепные, клиноременные и так далее. Наиболее распространен клиноременный вариатор. Вариатор работает иначе, чем коробка передач. В нем отсутствуют фиксированные передачи (первая, вторая, третья и т.д.), поэтому их число бесконечно, а переключение происходит очень плавно, без скачков. Позволяя автомобилю не глохнуть на светофоре и плавно трогаться с места, вариатор защищает от перегрузки детали двигателя. Преимущества вариатора неоценимы не только на шоссе или в городе, но и на бездорожье. Например, при подъеме он не позволит автомобилю съехать назад. Даже если водитель при подъеме на склон будет давить на педаль газа, вариатор не оставит высокую передачу включенной. Шкивы вариатора займут такую позицию, при которой крутящий момент увеличится на выходе из коробки. Некоторые водители могут смутиться, слыша на всех режимах работы одинаково ровный звук двигателя. При резком ускорении не получится добиться «рычания», ведь «умная» электроника, оптимизирующая работу мотора, заставляет его функционировать в режиме номинальной мощности. Благодаря вышеперечисленным факторам, авто с вариатором имеет преимущество перед транспортными средствами с другими передаточными устройствами. Это экономия топлива, более ускоренный набор скорости, оптимизация нагрузки на элементы привода и двигателя. Поскольку работой последнего управляет электроника, работа происходит в «щадящем» режиме, что снижает число работ по обслуживанию и ремонту. При этом шум мотора намного тише, а количество вредных веществ в отработанных газах значительно ниже, чем в иных аналогичных моделях.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше