Совет 1: Как цветет дуб

Цветение дуба замечают немногие. Дело в том, что у этого дерева мелкие, невзрачные, зеленоватые цветки, которые сложно заметить среди зеленой листвы. Нужно очень внимательно присматриваться, чтобы увидеть их.
Как цветет дуб

Мужские и женские цветки дуба

У дуба бывает 2 типа цветков: мужские, содержащие только тычинки, и женские, состоящие лишь из голого пестика. Мужские цветки собираются в своеобразные соцветия, свисающие с ветвей как будто сережки. Они чем-то похожи на бахрому у ковра, только не сплошную, а прерывистую, с небольшими просветами. По 2 или 3 женских цветка сидят на особых коротких стебельках. Они напоминают зеленоватые зернышки с красной верхушкой размером чуть больше булавочной головки. Именно из женских цветков затем вырастают желуди.

Цветение дуба начинается поздней весной. В это время у него только начинают распускаться маленькие, желтовато-зеленые листочки. Вместе с ними появляются и сережки, однако из-за одинаковой окраски они сливаются с листвой. В образующих сережку цветках созревает пыльца, которая впоследствии высыпается и разносится ветром. Сережки вскоре засыхают и опадают на землю, так как их биологическая функция на этом заканчивается.

Еще труднее увидеть единичные женские цветки. Пожалуй, проще всего заметить их короткие ярко-красные усики, служащие для того, чтобы подхватывать приносимую ветром пыльцу. Ближе к осени крошечный зеленый цветочек превращается в крупный овальный желудь. Снизу он окружен чашечкой-плюской, которая после его опадения еще какое-то время остается на дереве.

Плодоношение дуба

Упав на землю поздней осенью, желуди зимуют под слоем снега, который защищает их от морозов и помогает сохранять влажность. Весной они прорастают, давая жизнь молодым дубкам. При искусственном разведении дубов желуди сеют весной. Чтобы сохранить посевной материал, желуди либо закапывают на зиму в специально подготовленные ямы, либо хранят в плотно закрытых корзинах, которые опускают на дно реки. Все дело в том, что желуди очень капризны и нуждаются в сохранении влаги и тепла. К тому же, они являются одним из любимых лакомств для мышей. Да еще и подвержены гниению. Так что для того чтобы вырастить дубы, требуется проявить немалую изобретательность.

Дубы, растущие в естественных условиях средней полосы России, плодоносят далеко не каждый год, а всего лишь раз в 4-7 лет. Все дело в том, что процесс плодоношения требует от дерева большой затраты сил. Ведь крупным и тяжелым желудям необходимо большое количество питательных веществ. Так что плодоносить ежегодно у дерева просто не хватает сил.

Совет 2 : Как выглядят цветы дуба

Дуб – это олицетворение мудрости, силы и мощи. В принципе, биология как наука солидарна с этим: дубы достигают огромных размеров как в длину, так и в ширину. В средней полосе России вообще нет других деревьев, превосходящих по своим размерам этих великанов. Но, несмотря на свои внушительные размеры, цветы у этих деревьев довольно маленькие и невзрачные.
Как выглядят цветы дуба

Условия для цветения дубов

Дуб – цветущее дерево, однако появление на нем цветов – явление нечастое. В природе первые цветы распускаются на этих деревьях по достижении ими двадцатилетнего возраста, а некоторые дубы вообще могут зацвести лишь к пятидесяти годам. Да и само дерево распускается довольно поздно: в то время как березы уже принаряжаются в свою весеннюю листву, дубы едва начинают зеленеть. Нередко им мешают холода, которые так любят возвращаться в это время года (в апреле и в мае).

Подмечено, что дуб цветет лишь тогда, когда листья у него еще маленькие: в это время сами деревья кажутся одетыми в тончайшее зеленое кружево, что не может не радовать глаз. Типичным месяцем для их цветения является май, однако все зависит от погоды: если и в мае холодно, цветение дубов откладывается до лучших времен. Ошибочным является мнение, что цветы дуба должны быть красивыми и, самое главное, крупными. Цветы этого дерева являются мелкими и невзрачными.

Стоит отметить, что в средней полосе России дубы не плодоносят обильно, как это происходит в других странах с теплым или умеренным климатом. В России же большинство этих деревьев плодоносят один раз в 5-7 лет. Несмотря на всю свою мощь и силу, плодоношение для этих великанов является весьма обременительным занятием, требующим от них больших затрат: их крупные и тяжелые желуди нуждаются в тех или иных питательных веществах.

Пестичные и тычиночные соцветия дубов

Дуб, как и остальные растения, обладает тычиночными и пестичными соцветиями. Тычиночные цветки – мужские, собранные в своеобразные соцветия, напоминающие зеленовато-желтые сережки, свисающие с ветвей. Они образуют целые пучки, практически ничем не отличающиеся от юных листочков.

Пестичные цветки являются женскими. Найти их на дубе очень трудно, а иногда просто невозможно. Это довольно маленькие цветочки величиной с булавочную головку. Внешне женский цветок напоминает едва заметное зеленоватое зернышко с красно-малиновой верхушкой. Они могут располагаться как по одному, так и по два-три цветка на концах особых тонких стебельков. Именно из этих женских цветков в осеннее время образуются желуди.

Эти небольшие цветки дубов подвергаются довольно сложному развитию с самой ранней весны до ранней осени. Как только они зацветут, у женских цветков начинается разрастание маленькой обертки, имеющей чашевидную форму, а после – появляются желуди. Уже в конце осени созревшие желуди начинают обильно падать на землю. Их чашечки остаются на осеннем дереве. Стоит отметить, что желуди – это не семена дуба, а плоды. Об этом свидетельствует их появление из пестика цветка.

Совет 3 : Сколько лет может расти дуб

Дуб – символ мужества, стойкости, некой сверхсилы. Издревле это дерево, овеянное легендами и преданиями, являлось предметом поклонения у многих народов, в том числе и у славян. Дерево это действительно великан среди других. Оно достигает 30 метров в высоту, встречаются экземпляры и выше – до 40-50 метров. Недаром, когда хотят сказать о чем-то прочном и надежном, проводят сравнение с дубом.
Сколько лет может расти дуб
Могучее дерево с названием Quercus относится к роду листопадных деревьев семейства буковых. Листья имеет простые, лопастные, зубчатые, а иногда цельнокроеные, форма и размер их зависит от подвида. Цветет дерево в апреле-мае, цветки его довольно мелкие и невзрачные. Плодоносит желудями. Причем, раньше начинают давать плоды деревья, выросшие на открытой местности. Дуб довольно неприхотлив, хотя светолюбив, к почве нетребователен, засухоустойчив и зимостоек.

Формирование дерева

Видовой состав дуба очень широк. В умеренном, субтропическом и тропическом поясах Северного полушария насчитывается около 450 видов этого прекрасного представителя растительного мира. Из которых в России – чуть меньше 20, на Кавказе и Дальнем Востоке – более 40.

Размножается дерево желудями. Важно отметить, что всхожесть желудя сохраняется лишь до следующей весны. Пустив росток, молодой побег не спешит вбираться в силу, а на протяжении первого года достигает в рост не более 10 сантиметров. Рост на протяжении ближайших нескольких лет проходит еще медленнее. А вот в лет 10 годовой прирост дерева становится более заметным – до 35 сантиметров. Такой небольшой прирост компенсируется продолжительностью роста – до 120, а то и 200 лет. Причем, прирост после 80 лет слегка замедляется, но не останавливается. В этот период наиболее интенсивно разрастается крона и утолщается ствол. Когда же рост в высоту прекращается, крона и ствол по-прежнему вбираются в силу.

Размножение и регенерация

Первые плоды дуб начинает давать довольно поздно, аж в 40 – 60 лет. А выросшее в густом лесу дерево начинает плодоносить еще позднее.

Спиленный или срубленный дуб достаточно хорошо возобновляется молодой порослью, которая отрастает от пня. Большинство жителей дубравы именно такого происхождения. Такие деревья отличаются от выросших из желудя своим внешним видом. Они ниже, а стволы у основания имеют искривленные.

Если говорить о продолжительности жизни дуба, она довольно значительна – целых 500 лет. И это не предел. В Украине, недалеко от Запарожья растет великан, которому уже 800 лет. Российские богатыри-долгожители в роще в Коломенском – ровесники столицы. Трудно даже представить, что видели эти исполины на своем веку, какие истории прошли мимо них.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500