Совет 1: Как называются звезды

Альдебаран, Ригель, Арктур, Капелла, Процион, Альтаир – эти и сотни других поэтических названий можно найти в списках традиционных греческих, арабских и китайских традиционных названий звезд. Современная астрономия располагает более сложными и системами обозначения открытых человеком светил.
Как называются звезды
По самым приблизительным подсчетам во Вселенной имеется более ста миллиардов галактик. Подсчитать общее количество содержащихся в них звезд едва ли представляется возможным. Даже современным астрономам ориентироваться в бесконечном количестве звезд достаточно трудно, поэтому единой удобной и универсальной системы обозначений небесных объектов по сей день не создано.

Античным исследователям было достаточно просто присвоить открытой ими звезде поэтическое наименование – Альтаир, Альдебаран, Вега и т.п. Сегодня профессионалы используют несколько сотен различных систем обозначений, при том что в каталоги занесен лишь один процент существующих светил. Самые известные из таких систем – Обозначения Байера (греческие буквы) и Обозначения Флемстида (номера).

Самые яркие звезды вроде Сириуса или Веги в прошлом являлись навигационными – по ним путешественники ориентировались в пространстве

Любителям астрономии вдаваться в такие тонкости ни к чему: достаточно разобраться в названиях видов звезд и запомнить наиболее значимые из них.

Карлики и гиганты

Карлики – самый распространенный тип звезд в нашей Галактике, к которому относится 90 процентов светил, включая Солнце. Не стоит понимать определение «карликовая» слишком буквально – оно указывает не на размер, а на низкую степень светимости. Одна из самых ярких звезд в Солнечной системе, Проксима центавра – красный карлик.

Гигантами называют звезды наибольшей светимости радиусом от 10 до 100 солнечных радиусов. Характерный пример – Поллукс, голубой гигант из созвездия Близнецов. Карлики и гиганты могут быть красными, оранжевыми, желтыми, белыми, голубыми, коричневыми и черными.

Переменные

Переменными в астрономии называют звезды, которые хотя бы раз за весь период их наблюдения меняли свой блеск. К настоящему моменту открыто более 28 000 таких звезд. Наиболее известные – Мира и Алголь. Порядка сорока могут быть видны невооруженным глазом.

По легенде свое название Алголь (араб. «звезда дьявола») получила из-за своей переменности

Сверхновые

Сверхновыми называют специфический класс звезд, вспыхивающие с невероятной силой, такой, что их сияние превосходит яркость галактики. Стоит отметить, что вспыхивают не родившиеся, но уже некоторое время существующие звезды. Название «Supernova» было дано по той причине, что именно благодаря вспышкам они становятся заметны. Самый известный представитель этой категории – сверхновая Кеплера, открытая в 1601 году.
Видео по теме
Источники:
  • Принятые обозначения звезд

Совет 2 : Кто дает названия созвездиям

Звездное небо привлекало внимание человека с древнейших времен. Как и во всем остальном, человек искал в нем какую-то упорядоченность, структуру. Было замечено, что звезды на небосводе располагаются неравномерно, образуя группы. В этих группах человеческий глаз угадывал знакомые очертания земных предметов, и соответственно этим ассоциациям созвездиям давали названия.
Карта звездного неба
Звездное небо Северного полушария было подробно изучено еще в древности. Наиболее древние звездные каталоги составлены древнегреческими астрономами, поэтому названия созвездий северного и небольшой части южного полушария унаследованы современной цивилизацией от античности.

Древние греки ассоциировали созвездия с героями своей мифологии. Некоторые мифы даже повествуют о том, как тот или иной персонаж был обращен богами в звезду или в созвездие. Это произошло, например, с мудрым кентавром Хироном, обратившимся в созвездие Центавра.

Другие античные герои, увековеченные в названиях созвездий – Персей, Андромеда, братья Диоскуры – Кастор и Поллукс (созвездие Близнецов). С древнегреческими мифами связаны даже названия тех созвездий, которые, казалось бы, не вызывают таких ассоциаций. Созвездие Рака ассоциируется с тем самым чудовищным раком, который мешал Гераклу сражаться с Лернейской гидрой, а созвездие Рыб – это рыбы, в которых превратились Афродита и ее сын Эрот, спасаясь от чудовищного великана Тифона.

Впрочем, античная история знает пример, когда на звездном небе был увековечен не бог и не мифологический герой, а реальный человек. Речь идет о Веронике – жене царя Птолемея Эвергета. Эта замечательная женщина, проводив супруга на войну, дала обет остричь свои роскошные волосы, если боги сохранят ее мужа. Царь вернулся живым и невредимым, и царица сдержала слово. В память об этом астроном Конон дал группе звезд, прежде считавшейся частью созвездия Льва, новое название – «Волосы Вероники».

Большинство созвездий Южного полушария европейцы не могли наблюдать до эпохи Великих географических открытий, поэтому на карте звездного неба Южного полушария почти нет мифологических названий – за исключением тех, которые все-таки видны из Северного и потому были известны античным астрономом, например, созвездие Большого пса, ассоциируемое с собакой Ориона.

В отличие от созвездий Северного полушария, в отношении многих южных созвездий можно точно сказать, кто дал им название. Например, нескольким созвездиям дал имена голландский астроном и картограф П.Планциус. Этот человек был еще и богословом, поэтому многие названия, предложенные им, связаны с библейскими сюжетами: Петух – с отречением апостола Петра, Голубь – с сюжетом о Ноевом потопе.

Новое время, последовавшее за эпохой Великих географических открытий, отмечено бурным техническим и научным прогрессом, поэтому многие созвездия Южного полушария названы в честь различных приборов: Октант, Микроскоп, Телескоп, Циркуль, Компас. Такие названия дал созвездиям французский астроном Никола Луи де Лакайль (1713-1762). Среди созвездий, выделенных Лакайлем, есть даже созвездие Насоса. Оно названо в честь физика Р.Бойля, использовавшего воздушный насос в своих опытах.

Эпоха, когда можно было давать имена созвездиям, завершилась в 1922 году, когда Генеральная ассамблея Международного астрономического союза утвердила список, включающий 88 созвездий. Выделять новые созвездия астрономы не планируют.
Видео по теме
Источники:
  • Современные и старинные созвездия
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500