Совет 1: Как учились в 19 веке

В 19 веке образование претерпевало большие изменения. Образовательные учреждения стали более демократичны. Право на обучение стали иметь дети мещанского и крестьянского происхождения. Повсеместно развивалось женское образование. Открывались училища, курсы, пансионы для девочек.

Ступени образования

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, черчение, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Совет 2: Чему учат детей в воскресной школе

Кроме обычных общеобразовательных государственных школ в нашем государстве распространены различные специализированные учебные заведения: например, художественные, музыкальные школы. Церковь, уделяющая особое внимание достойному воспитанию подрастающего поколения, организует свои педагогические классы.

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.

В современных воскресных школах изучается Закон Божий - изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.

Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).

На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.

Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.

Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.

Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.

Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения. 

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше