Инструкция
1
Александр I связывал идеи преобразования России с образованными людьми, способными приносить пользу обществу и государству. При нем открывались училища, гимназии, университеты. Но первоначально пересмотренная система образования не принесла значительных результатов. Дворянство не считалось с новыми возможностями получения образования: наука, в отличие от военной службы, не была в почете; недоверие к учителям и совместное обучение с представителями разных сословий, неблагоустроенность учебных заведений не устраивали дворянское сословие. Как и раньше, предпочтение в этой среде отдавалось домашнему образованию.
2
Известный государственный деятель Михаил Сперанский, главный двигатель реформ того времени, является автором проекта Царскосельского Лицея. Здесь было задумано растить молодое поколение, способное приносить пользу преобразованному реформами Российскому государству. Воспитание в новой школе должно было отличаться от ранее установленного: задачи Лицея – давать широчайшие знания, учить мыслить по-новому, воспитывать любовь к Родине и желание трудиться на благо ее процветания. Лицей был предназначен готовить будущих государственных деятелей, а образование в нем соответствовало университетскому.
3
19 октября 1811 г. состоялось торжественное открытие Императорского Лицея. Служилые дворяне с радостью поместили детей в новую школу, хотя сначала планировалось обучать в Царскосельском Императорском заведении представителей детей самых известных российских родов. Из тридцати восьми желающих в число лицеистов было зачислено тридцать прошедших предварительное испытание и, согласно Уставу, имеющих отличное поведение и крепкое здоровье детей. При открытии Царскосельского Лицея предполагалось набрать от двадцати до пятидесяти мальчиков в возрасте 10-12 лет. Количество воспитанников в последующие годы существования Лицея напрямую зависело от состояния казны, так как обучались мальчики за счет государства. Царскосельский Лицей – образовательное учреждение, созданное с главной целью: исконно русское воспитание настоящих «сынов Отечества». По воспоминаниям одного из них, Ивана Пущина (будущего декабриста, друга А.С. Пушкина), никто из принятых лицеистов не представлял тогда себя «будущими столпами Отечества».
4
После посещения Царскосельского Лицея в 1829 году другим русским императором Николаем I в учебном заведении произошли перемены: оно должно было готовить воспитанников, отобранных из числа лучших в Петербургском университетском благородном пансионе, исключительно для гражданской службы. По причине нехватки средств в государственной казне количество обучающихся Царскосельского Лицея было недостаточным: на службу государству через три года выпускалось только двадцать пять человек. Поэтому, согласно Положению 1932 г., к пятидесяти лицеистам, обучающимся за государственный счет, прибавилось такое же количество обучающихся на средства родителей. Младшие воспитанники Лицея, оказавшиеся в стенах учебного заведения сразу из семей, стали причиной изменения «прижившихся» в нем привычек и устоев лицейской жизни.
5
Очень важная перемена произошла в 1843 г., когда Лицей изменил место своего пребывания и именование: по повелению императора Николая I был переведен в Санкт-Петербург, расположился в здании Александрийского сиротского дома и получил название Императорского Александровского Лицея.
6
За годы своего существования Царскосельский Лицей с честью оправдал цели и надежды, первоначально возложенные на него. Из его стен вышли люди, которые немало потрудились на благо России и составляют честь и славу нашей Родины. Достаточно вспомнить имена первых выпускников Лицея, среди которых сияет звезда великого Пушкина.