Инструкция
1
Роман Михаила Лермонотова «Герой нашего времени» особняком стоит в русской литературе позапрошлого столетия. Оригинальность композиционного построения этого, бесспорно, гениального произведения и философская глубина исследуемой темы – главная тому причина. Написав это произведение, совсем еще молодой поэт сумел доказать, что он является еще и талантливым прозаиком.
2
Любой литературный роман обычно заканчивается кульминационной развязкой сюжета. Но все дело в том, что в «Герое нашего времени» не существует даже завязки. Каждая из пяти повестей имеет свою сюжетную линию, объединяет которые в общее целое один главный герой. Более того, эти повести не располагаются в хронологическом порядке. Герой даже умирает в середине романа.
3
И все же повесть «Фаталист» стоит пятой по счету не спроста. Если учесть философскую суть романа, то это скорее даже не повесть, а эпилог. Закономерный итог душевных терзаний главного героя Печорина.
4
Необходимо учитывать, что на протяжении всего романа Печорин в своей жизни исповедует две несовместимые ипостаси: «от судьбы не уйдешь» и «человек сам делает свою судьбу». И именно в «Фаталисте» как бы разрешается это неразрешимое противоречие.
5
В начале Печорин устраивает циничный эксперимент с законченным фаталистом Вуличем. Своими издевками он вынуждает того совершенно безрассудно рискнуть жизнью – выстрелить себе в висок из пистолета. А после произошедшей осечки, не перестает Вулича донимать и дальше. Печорин, словно пытается всеми силами добиться его смерти. Ведь оставь он безрассудного покое, не встал бы тот раньше из-за карточного стола и не был бы зарублен пьяным казаком.
6
И вот, после этой трагедии, Печорин предстает перед читателем, как человек смелого решительного действия. Окружающим он объясняет свой поступок желанием испытать судьбу. Ведь по предсказанию он должен умереть от злой жены. Но в действиях его заложен холодный расчет. Он просит есаула отвлечь запершегося в доме вооруженного буйного казака разговором через окно. Он рассчитывает быстроту и ловкость своих действий.
7
Да, выстрел прозвучал. Но пуля прошла мимо. Печорин оказывается на высоте. Если вспомнить его состояние бездейственной обреченности на протяжении всех четырех предыдущих повестей, то сразу становится очевидной вся важность для него этого смелого поступка.
8
Да, выстрел прозвучал. Но пуля прошла мимо. Печорин оказывается на высоте. Если вспомнить его состояние бездейственной обреченности на протяжении всех четырех предыдущих повестей, то сразу становится очевидной вся важность для него этого смелого поступка.
9
Печорина Лермонтов убивает еще в середине своего романа. Такая особенность композиционного построения произведения делает его оптимистичным. Поэт, как бы призывает своего потерянного в жизни современника к решительному действию. Только решительность может спасти его от безысходности.