Совет 1: Кого можно назвать фаталистом

Может ли человек самостоятельно строить свою судьбу и выбирать себе будущее? Или он лишь пешка в игре, где все ходы расписаны заранее, а итог предрешен? Тренеры по личностному росту, не сомневаясь, скажут, что человек делает себя сам. Фаталисты убеждены в обратном.
Кого можно назвать фаталистом

Кто такой фаталист

Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.

С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно. А люди – лишь своего рода винтики в огромном механизме, каждый из них имеет свою функцию, и выйти за пределы очерченного судьбой предназначения невозможно.

Признаки фаталиста

Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:

  • Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:

  • Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;

  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;

  • Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;

  • Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.

Фатализм в античности и современности

В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.

Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью. Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове. Таким образом, совершая действия, нацеленные на то, чтобы избежать предначертанной им судьбы, герои, сами того не зная, приближают себя к трагическому финалу. Вывод – не пытайся обмануть судьбу, рок не обманешь, а чему суждено случиться – то случится помимо твоей воли.

кто такой фаталист

Однако со временем фатализм перестал иметь настолько тотальные формы. В современной культуре (несмотря на то, что понятие «судьбы» играет серьезную роль в ряде мировых религий) свободе воли человека отводится гораздо большая роль. Поэтому мотив «спора с судьбой» становится довольно популярным. Например, в популярном романе Сергея Лукьяненко «Дневной дозор» фигурирует Мел судьбы, при помощи которого герои могут переписать (и переписывают) свои или чужие судьбы.

Кто фаталист – Печорин или Вулич?

Самым известным описанием фаталистического мировоззрения можно считать главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В центре сюжета – спор двух героев, Печорина и Вулича, о том, властен ли человек над своей судьбой. В рамках спора Вулич приставляет к собственному лбу заряженный пистолет и нажимает на курок – и  пистолет дает осечку. Вулич использует это как сильный аргумент в споре о том, что человек не может распоряжаться своей жизнью даже в стремлении к смерти. Однако в тот же вечер его случайно убивают на улице.

Фаталистами в этой ситуации можно считать каждого из героев – и Вулича, который без страха стреляет в себя, руководствуясь идеей о том, что никакие его действия не могут изменить его судьбы. И его смерть в тот же вечер по совсем другой причине – подтверждение поговорки о том, что «кому суждено быть повешенным – тот не утонет». Однако и Печорин, увидевший в тот день на лице своего оппонента «печать смерти» и убежденный в том, что Вулич должен умереть именно сегодня, демонстрирует недюжинную веру в судьбу.

Совет 2 : Кто такой фаталист

Веру человека в высшие силы и бога принято называть религиозностью, а веру в судьбу и предрешенность всего происходящего – фатализмом. Фатализм мировоззренческая позиция и целая философия бытия, сущность который пытались постичь художники, литераторы, философы.
Кто такой фаталист
Фатализм, безусловно, мировоззрение, оно предполагает уверенность человека в неизбежности событий, веру в то, что судьба изначально предопределена, и все происходящее является лишь проявлением изначально заложенных свойств, пространства, в котором человек существует.

Фатализм это и философский взгляд, который по способу толкования объективной реальности можно относить к научному и даже религиозному.

Фатум как определение бытия

Все проявления фатализма соотносятся с системой самоопределения человека. Иногда под фатализмом подразумевается бытовой пессимизм, неуверенность человека в благополучном исходе событий, мрачный настрой. Но все же основным является его философское понимание, зародившееся еще во времена античности. В нем фатум является коллективно творимым, но в то же время уже завершенным в будущем процессом, где каждый отдельный человек является лишь винтиком механизма судьбы. Фатализм предполагает, что фатум отдельного существа является лишь частью единой системы.

Будущее в прошлом

Человека, верящего в неотвратимость судьбы, называют фаталистом. Такой человек уверен, что все события изначально предопределены и неизбежны. Такое мировоззрение определяет отношение человека к вопросам его развития и отношения к жизни, определению смысла его бытия. Фаталисты имеют свое собственное представление о течении времени, это особое восприятие, которое позволяет им одновременно представлять настоящее, будущее и прошлое, но не как неделимое течение, а отдельно друг от друга. И отношение фаталиста к этим отрезкам будет различным.

Прошлое для фаталистов – это уже завершенный этап, опыт, который можно лишь анализировать, он остается лишь в памяти и никак не влияет на настоящее. Будущее же для фаталиста практически равноценно настоящему, так как в силу своих убеждений он считает, что оно изначально заложено в мироздание, а, следовательно, существует заранее. Но при этом будущее скрыто от понимания человека, человек не может влиять на будущее, кроме элемента предвидения никакое взаимодействие не возможно, такова позиция фаталиста. Настоящее же фаталист может расценивать по-разному, возможно, посчитает поддающемуся воздействию, но все же в определенных рамках, но вероятнее всего, будет относиться с сущему как к неизменимому, воспринимаемому исключительно умом, процессу созерцания.

В современном обществе взгляды фаталистов остаются непризнанными, всерьез расценивать их не берутся. В основном это происходит из-за веры в спонтанность процессов, в то, что возможности научного поиска безграничны.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500