Совет 1: Какова основная мысль романа "Герой нашего времени"

Действие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» разворачивается в 30-е годы XIX века. Центральный персонаж произведения – молодой русский офицер Григорий Печорин. В этом образе автор отразил судьбу незаурядного человека, которому довелось жить в эпоху безвременья и потери жизненных ориентиров.
Инструкция
1
В своем романе Лермонтов продолжает традиции реализма, заложенные Пушкиным. В центр повествования автор поставил вопрос об определении жизненных ценностей в непростую и противоречивую эпоху. Еще свежи были в памяти народа события, связанные с восстанием декабристов. Но даже лучшие представители общества разочаровались в борьбе с самодержавием и не видели выхода из полосы социального застоя.
2
Идеи, которые автор хотел донести до читателя, нашли отражение в образе Печорина. Все повествование подчинено у автора одной задаче – раскрыть характер и систему ценностей одного из лучших представителей общества. Лермонтов выступает здесь как тонкий психолог и реалист, сумевший разглядеть в противоречивом характере героя своего времени не только неординарную личность, но и человека с опустошенной душой.
3
Личность Печорина автор описывает умело и своеобразно. Молодой офицер обладает острым умом, твердым характером и сильной волей. Он бесстрашен, порой даже дерзок. Печорин не останавливается перед жизненными препятствиями. Героя нельзя назвать сентиментальным. В отношениях с другими людьми он не слишком церемонится. Складывается впечатление, что люди, проходящие через жизнь героя, – всего лишь персонажи пьесы, которую он вынужден смотреть.
4
Композиция романа «Герой нашего времени» также отличается своеобразием. Фактически перед читателем проходит несколько самостоятельных произведений, объединенных одним главным героем. Автор не стремится сохранять хронологию жизни Печорина. Для него гораздо важнее показать героя в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому Лермонтов и обращается к описанию нескольких эпизодов, характеризующих личность молодого офицера со всех сторон.
5
Читатель видит Печорина среди чопорных представителей высшего света, дерзких контрабандистов, смелых и свободолюбивых горцев. Отношения офицера с второстепенными персонажами дают возможность полнее выявить всю противоречивую натуру главного героя романа. Действующие лица и весь круговорот событий по-своему подчеркивают основную мысль Лермонтова: если таков один из лучших представителей общества, чего можно ждать от других людей?
6
Раскрытие психологических особенностей героя для Лермонтова – не самоцель. Через этот яркий образ автор стремится высветить главную проблему своего времени – отсутствие высоких идеалов и жизненных стремлений у молодого поколения, которому предстояло принимать непосредственное участие в жизни страны. За остроту поднятых вопросов известный критик В.Г. Белинский назвал Лермонтова «решателем самых важных вопросов современности».

Совет 2: Какова композиция романа "Евгений Онегин"

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» издавался отдельными главами в течение нескольких лет. Сам автор называл свой роман «собраньем пестрых глав» и, в конце первой главы, признавался, что писал ее без плана и не желает исправлять многочисленные противоречия. Тем не менее, композиция романа отличается глубокой продуманностью, четкостью и логической завершенностью.
Какова композиция романа «Евгений Онегин»

Главным приемом в построении композиции романа является ее зеркальная симметрия. В процессе развития сюжетной линии герои как будто меняются местами. Сначала Татьяна влюбляется в Онегина и страдает от неразделенной любви. Онегин, после получения от нее письма с признанием, дает девушке довольно жестокую отповедь. При этом автор сопутствует героине, искренне сочувствуя ей. Далее следует дуэль Онегина и Ленского – событие, прерывающее любовную линию для того, чтобы впоследствии представить ее в зеркальном отображении. При встрече в Петербурге Татьяна и Онегин меняются местами. Теперь Евгений пишет ей письмо с признанием, теперь он готов упасть к ногам гордой светской дамы, а Татьяна отвергает его. В этой ситуации автор оказывается рядом с Онегиным. Здесь можно заметить кольцевое построение композиции, позволяющее читателю вернуться в прошлое и создающее впечатление законченности романа.

Кольцевое построение композиции

Кольцевая композиция раскрывает изменения, произошедшие в характерах центральных персонажей. Если Онегин в начале романа, покинув высший свет, остается «светским бездельником», не способным заполнить свой досуг ни чтением, ни творчеством, то в последней главе он предстает перед читателем начитанным, мыслящим человеком, едва не ставшим поэтом. К тому же, если в начале Евгений считает себя пресыщенным, уставшим от жизни и не способным испытывать глубокие чувства, то к концу он превращается в пылкого влюбленного.
Татьяна, став светской дамой, в душе остается прежней наивной и искренней деревенской девушкой. Однако теперь она горда, сдержанна, не дает воли эмоциям и уже не позволит себе совершать безрассудные поступки.

Лирические отступления

Еще одна немаловажная особенность композиции романа – наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу над историей создания романа, характеризует его персонажей, дает широкую панораму культурной жизни столицы, а потом, по контрасту, показывает идиллическую картину деревенской жизни, живописует поэтические среднерусские пейзажи, рассказывает о сельских нравах и обычаях.

Все перечисленные композиционные приемы позволяют автору не только изложить, в сущности, незатейливый сюжет, но и показать широкую картину русской жизни, дистанцироваться от надоевших литературных канонов и, в результате, создать гармоничное, цельное и законченное произведение.

Совет 3: Печорин как герой своего времени

Каждая эпоха нуждается в собственных героях. Многие деятели литературы стремились создать в своих произведениях образы людей, которые могли претендовать на такую роль. Григорий Печорин – один из самых известных персонажей, который стал героем своего времени. Лермонтову удалось отразить в этом образе основные противоречия своей эпохи.
Инструкция
1
Время, описанное М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», казалось сложным и запутанным. Еще свежи были в памяти события, связанные с восстанием декабристов, которое жестоко подавил царизм. Придя к власти, Николай I стремился с корнем вырвать ростки свободомыслия. Его целью было превращение страны в одну большую казарму. А из своих подданных правитель хотел сделать послушных исполнителей царской воли, лишенных индивидуальности, но склонных к индивидуализму.
2
Образ Печорина, типичного представителя российского общества, Лермонтов разрабатывал долго. В своем романе автор постарался отразить не только свое время, но и тех людей, которые выражали противоречивые тенденции эпохи 30-х годов XIX века. К чему стремились лучшие представители народа? Каковы были их жизненные цели и идеалы? Ответить на эти и другие подобные вопросы позволил образ русского офицера Печорина.
3
Личность Григория Печорина по-своему уникальна. В свои двадцать пять лет он сумел хорошо изучить людей, их характеры, привычки и слабости. Но знания в области человеческой психологии герой использует часто в корыстных целях, теша свое самолюбие и спасаясь от скуки. По натуре неисправимый эгоист, Печорин редко по-настоящему беспокоится о судьбах окружающих. Он не стремится к прочным отношениям и избегает обременительных привязанностей.
4
Будучи от природы болезненно самолюбивым, Печорин оказывается не способным к дружбе и любви. Его отношения с другими людьми строятся на трезвом расчете. Герой избегает погружения в сильные эмоции. По его собственным словам, плакал он лишь раз в своей жизни. Корни подобной черствости автор романа находит в детстве героя, когда тот был лишен ласки и понимания со стороны взрослых.
5
Не имея высоких идеалов и жизненных ориентиров, Печорин так и не находит своего места в жизни. Временами кажется, что он уже вовсе не способен чувствовать. Но нравственные изъяны сочетаются в этой фигуре с неординарным мышлением, сильной волей, пренебрежением к опасности и смерти. Возможно, Печорин мог бы стать одним из лидеров своего времени и пламенных борцов за счастье страны и ее народа, родись он в другую эпоху. Однако никто не волен выбирать время своего рождения.
6
Почему же тогда Лермонтов называет эту противоречивую фигуру героем своего времени? Печорин – яркое и обобщенное отражение общественных отношений, царивших в российском государстве начала и середины XIX века. Общество той эпохи отличалось отрешенностью от действительности, пренебрежением к вопросам добра и зла, эгоизмом представителей элиты и отсутствием искренней заботы о ближних. В образе Печорина и отразились почти все эти тенденции.
Видео по теме
"Княжна Мери": краткое содержание повести из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше