Совет 1: Клинки из нержавеющей стали: изготовление ножей

Сталь – главная характеристика клинка. Конечно, сталь не служит единственной оценкой качества ножа. К важным показателям относятся форма и закалка клинка, степень удобства его рукоятки, материалы, которые применялись для изготовления всех элементов изделия. Но зная лишь состав стали, можно смело дать оценку качеству ножа.
Даже дилетант может предположить, что нож из довольно мягкой стали станет быстро изнашиваться и тупиться, в то время как клинок из твёрдых сортов стали с большим количеством углерода, будет при нагрузках крошиться. Поэтому здесь очень важно остановить свой выбор именно на «золотой середине».

Что входит в состав стали

Если говорить по-простому, то сталь это всего-навсего смесь железа с углеродом. При этом, если сплав содержит слишком много углерода, то в результате получится чугун, а если, наоборот, слишком мало, то в итоге выйдет жесть. А вот в золотой середине находится сталь. Различные сорта этого металла определяются не столько пропорциями входящего в его состав углерода и железа, сколько разнообразными примесями и добавками, которые оказывают различное влияние на поведение стального изделия. Обычно в состав стали в разных соотношениях входит хром, углерод, кремний, молибден, вольфрам, никель, ванадий, сера.

Сталь для производства ножей

Особой любовью среди мастеров для изготовления режущего инструмента пользуется сталь ХВГ – сложнолегированная не теплостойкая сталь высокой твердости. За счет того, что при закалке сталь мало деформируется, клинки из нее довольно просты в производстве, отлично затачиваются и снабжены приличной прочностью режущей кромки. При этом у этого сорта стали очень слабая коррозийная стойкость, из-за чего стальные изделия дополнительно воронят или хромируют.

Медицинская сталь

К группе самых популярных сталей для производства ножей относится марка 65Х13. Буква «х» в названии сорта обозначает в ее составе хром, что относит металл к отряду нержавеющих. Из этого металла наиболее часто делают хирургические скальпели и прочие медицинские инструменты, что видно из самого названия. Это сравнительно мягкая сталь, ножи из нее быстро затачиваются, но и легко тупятся, а к неоспоримым достоинствам относится то, что она и в правду не ржавеет. Медицинская сталь применяется для производства всего отечественного ширпотреба рабочих ножей, с оптимальным соотношением цена – качество.

Инструментальная сталь

Для производства промышленных инструментов, штампов, ручных пил используют марку Х6ВФ. Ножи из такой марки стали обладают приличной стойкостью режущей кромки в сочетании с отличными показателями прочности и коррозионными свойствами. Инструментальная сталь отлично подходит для изготовления коротких охотничьих ножей.

Совет 2: Как воронить сталь

Воронение дарит металлу два важных качества. Оно придает изделиям из стали благородный черный оттенок и одновременно обеспечивает устойчивое противокоррозийное покрытие.
Вам понадобится
  • - емкость для воронения
  • - защитная экипировка
  • - металл для воронения
  • - абразивный материал
  • - жидкость для обезжиривания
  • - медный купорос
  • - серная и соляная кислота
  • - серноватистокислый натр
  • - калийные квасцы
  • - вода
Инструкция
1
Приготовьте емкость под воронение. Желательно, чтобы она была сделана из оцинкованной стали. Если стали нет, можете воспользоваться деревянным изделием. Прикрепите к стенкам емкости небольшие металлические крюки. На них вы сможете подвесить стальные детали. Постарайтесь подобрать такой размер крючков, чтобы сталь не касалась стенок во время воронения.
2
Прежде чем подвергнуть сталь воронению, её следует обработать. Под обработкой понимается процесс зачистки от оксидной пленки и следов ржавчины. Это очень важный и трудоемкий процесс. От него зависит качество последующего покрытия металла. Начать удалять отслужившее покрытие можно при помощи наждачной бумаги с достаточно крупным зерном. Затем постепенно доходят до обработки нулевкой. Если вы пробуете сделать воронение в домашних условиях, для шлифовки можно попробовать использовать дрель с металлической щеткой. Но делать это надо очень аккуратно, постоянно следя за нажимом. Если перестараться, то придется потратить вдвое больше времени на исправление расцарапанной поверхности. Закончить шлифовку можно мелкой наждачной пылью.
3
Качественно отполированную деталь нужно подвергнуть обезжириванию. Дело в том, что окисная пленка может появиться только на идеально чистой поверхности. Поэтому пренебрегать этой процедурой ни в коем случае нельзя. Обезжиривают металл разными способами. Простейший вариант – протереть сталь ацетоном, бензином или уайт-спиритом. Но лучше воспользоваться следующим способом. Промойте деталь в мыльной горячей воде. Затем погрузите в слабый раствор каустической соды. Надо заметить, что повышение температуры раствора положительно сказывается на качестве очистки металла. Оптимальная температура - 100 градусов по Цельсию. Погружать детали в раствор целесообразно на 30 минут. Этого времени вполне достаточно. Для завершения процесса обезжиривания прополоскайте сталь в воде или обдайте кипятком.
4
Теперь можно воронить сталь. Приготовьте медный купорос. Его необходимо растворить в воде. Затем нужно добавить немного серной кислоты. Примерно 20 капель на литр. Теперь можно погрузить в раствор детали и выждать, пока они не окрасятся в красный оттенок. Вынув из раствора и ополоснув в воде, нужно переложить сталь в следующий раствор. Его делают из серноватистокислого натра и соляной кислоты. Натра нужно взять 800 грамм на литр. А кислоты – чуть меньше одной восьмой стакана на литр. Раствор должен быть подогретым до состояния кипятка. Погружать металл на 30 секунд. Прикасаться к деталям руками нельзя. После этого, промыв в холодной воде стальные элементы, их погружают в конечный раствор из калийных квасцов и воды. В соотношении одного литра воды на одну треть стакана квасцового порошка. Оставить детали в этом растворе нужно не менее чем на десять часов, а можно ещё дольше. Завершают процедуру ополаскиванием и сушкой изделия. В итоге деталь приобретает черный цвет с благородным синим отливом.
Обратите внимание
Обратите внимание на то, что воронение проводится в специализированном помещении.
Полезный совет
Не забывайте об использовании защитной экипировки при работе с химикатами.
Источники:
  • Портал "Обработка металла"
  • воронение стали
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше