Совет 1: Как защититься от манипуляции

Манипуляция представляет собой психологическое воздействие, направленное на то, чтобы незаметно подвести человека к выполнению нужных действий, изменить его мнение или отношение к определенной ситуации. Чтобы не оправдать ожиданий манипулятора, необходимо вовремя выявить нежелательное воздействие и уклониться от него.
Как защититься от манипуляции
Инструкция
1
Осознавайте свои чувства и потребности. Четко разделяйте свои и чужие интересы. Если манипулятор пытается вызвать у вас чувство вины, вывести из состояния эмоционального равновесия или решить за ваш счет свои проблемы, смените эмоциональную реакцию, которую он ожидает от вас получить. Обратите внимание на сумятицу, царящую в ваших чувствах: вроде бы вы уверены, что поступаете правильно, но в то же время у вас присутствует некий внутренний протест и вам становится некомфортно.
2
Будьте настороже: задавайте уточняющие вопросы, не связывайте себя никакими обещаниями. Скажите, что вам необходимо время, чтобы подумать или посоветоваться с кем-нибудь. Не получив сразу нужной реакции, манипулятор осознает, что его намерения раскрыты, и переведет разговор на другую тему. Дайте понять манипулятору, что вы не собираетесь идти у него на поводу. Скажите человеку прямо, что вы думаете и чувствуете в связи с возникшей ситуацией. Помните, что манипуляция теряет свою силу, если становится заметна «жертве».
3
Научитесь игнорировать манипуляторов. При первых признаках того, что вас хотят использовать в своих целях, переводите разговор на другую тему. Если вами пытается манипулировать посторонний человек, разорвите контакт под благовидным предлогом. Лишите манипулятора его главного инструмента воздействия на других людей, научившись гасить излишнюю эмоциональность в момент принятия важных решений. Ставьте в приоритетное положение свои интересы и желания и говорите «Нет» людям, которые явно вас используют.
4
Развивайте навык коммуникативного общения, который поможет выявить моменты, когда вас хотят использовать в своих целях. Вырабатывайте уверенность в себе и повышайте самооценку: подобная самодостаточность не даст вам растеряться в сложной ситуации. Отвечайте на манипуляцию схожим образом. Поняв суть происходящего, позвольте собеседнику вести свою игру дальше, но незаметно внесите в ее сюжет свои условия. Ослабьте манипулятивное воздействие или сведите его на нет, сделав критическое замечание, высказав осуждение или насмешку по отношению к действиям собеседника.
Видео по теме
Что такое манипуляция
Связанная статья
Что такое манипуляция

Совет 2 : Как не дать манипулировать собой

Опытный руководитель знает все сильные и слабые стороны своих подчиненных. Он может манипулировать сотрудниками, оказывая на них давление и играя на их слабостях. Можно противостоять опытному манипулятору, если научиться распознавать его истинные мотивы.
Как не дать манипулировать собой
Инструкция
1
Начальник вызывает вас и объясняет, что есть работа, с который никто кроме вас не справится. Что от ваших исключительных способностей и действий зависит судьба компании, и только вы способны спасти весь коллектив. Расхваливая ваш талант, шеф рассчитывает на то, что ваше самолюбие одержит верх над здравомыслием, и вы кинетесь бесплатно выполнять большой объем работы. Она может выходить за рамки ваших должностных обязанностей или поставленного плана. Не подавайтесь на лесть, улыбайтесь и всем видом давайте понять, что вы знаете истинную причину таких высказываний. Если не боитесь испортить отношения с начальником - откажитесь, сославшись на то, что вы и так загружены своей непосредственной работой. Можете согласиться, но при этом потребуйте премию или отгул.
2
Вы считаете, что должны получать более высокую оплату за свой труд. Но руководитель ссылается на кризис и пугает нестабильностью на рынке. Тем самым он пытается внушить вам страх потерять работу и держаться за свое место, невзирая на низкую зарплату. Не поддавайтесь на такие туманные объяснения. Изучите рынок услуг и аргументируйте свою просьбу конкретными примерами. Если он не соглашается, вам лучше поискать более оплачиваемое место работы.
3
Шеф говорит, что у вас блестящие перспективы и в будущем вы станете руководителем? Но сейчас вы слишком молоды и неопытны, поэтому вам нужно работать усердно и сверхурочно, чтобы достичь своей цели? Посмотрите на других руководителей предприятия, если среди них есть люди вашего возраста. Скорее всего, начальник вас обманывает и пытается выжать все возможное в своих интересах. Обнадеживая вас таким образом, он хочет добиться от максимальной эффективности, но отдачи вы вряд ли получите. В таком случае объясните ему, что молодой руководитель - это перспективно, у него большой потенциал и свежий взгляд на управление. И если уж вы действительно обладаете хорошими управленческими способностями, нет смысла медлить, вы готовы их реализовать. Если это была манипуляция, все дальнейшие попытки воздействовать на вас через призму амбиций прекратятся.
4
Начальник может поддерживать в вас постоянный страх потери работы, если периодически размещает вакансию на вашу должность. Соискатели присылают резюме, шеф вам их демонстрирует и пытается добиться от полной отдачи из чувства страха. Не поддавайтесь, если бы вы не устраивали начальство, вас бы уже давно поменяли на более перспективного сотрудника.

Совет 3 : Как научиться жить с манипулятором

Манипуляторы встречаются повсюду: начальник грозит увольнением за просрочку, продавец намекает, что товар «улетает», друзья просят о помощи в сотый раз за неделю. И в каждой ситуации нужно уметь отразить атаку и правильно отреагировать. Гораздо сложнее, когда манипулировать начинают близкие, и здесь требуется особая подготовка.
Как научиться жить с манипулятором
Инструкция
1
Не позволяйте командовать. Очень часто властные по натуре люди просто не могут себя остановить: они вмешиваются во все дела, лучше зная как следует правильно поступить, с кем дружить и вообще ответы на все вопросы. Такое безапелляционное вмешательство стоит пресекать каждый раз, пока домашний манипулятор не поймет, что лучше учить жизни кого-нибудь другого.
2
Не допускайте лести. Другая любимая крайность искусного манипулирования — открытое подхалимство и лесть. Сначала идут восторженные отзывы о ваших достижениях, хвалебные песни и рукоплескания, а чуть позже, как бы между прочим, следует просьба о незапланированной покупке или решении глобальных проблем.
3
Не испытывайте чувство долга. Конечно, все любят своих близких и чувствуют за собой ответственность за их будущее. Тем не менее, мотивом к заботе и прочим своим обязанностям должна быть искренняя любовь и собственное желание что-либо сделать. Не все просьбы стоит выполнять ежеминутно, а где-то нужно уметь и отказать. Помогают близким от души, а не по принуждению.
4
Исключите чувство жалости по пустякам. Манипуляторы любят прикидываться бедными и несчастными, а причиной их невзгод становятся окружающие злые люди и сложные жизненные обстоятельства. Если привычка жаловаться на тяжелую судьбу сформировалась уже давно, общение может превратиться в пытку и бесконечное обсуждение круга нерешенных проблем.
5
Слушайте пожелания, а не обвинения. В ситуациях, когда происходит непонимание или совершен неблаговидный поступок, надо приносить извинения и искать совместное решение проблем. Бесконечные упреки могут стать лишь подстрекательством к повторению неприятного случая и говорят о желании вновь и вновь испытывать роль праведной жертвы. Право на ошибку есть у каждого человека, а те, кто любят подчеркивать чужие недостатки, на практике наделены ими в большей степени.
6
Учитывайте свои интересы. Еще один излюбленный прием манипуляторов — навязывать свои интересы и умело преподносить их как общие, совместные цели. Анализируйте доводы: действительно ли предлагаемый план действий, столь красочно обрисованный близким человеком, изменит вашу жизнь к лучшему. Будьте бдительны, и если вместо ценной идеи вам просто преподносят завуалированный каприз, спокойно и твердо откажите.
Видео по теме

Совет 4 : Как противостоять манипуляции критикой -1

Часто бывает, что манипуляторы в качестве воздействия используют критику, и тогда их жертвы начинают оправдываться. Это не самая хорошая тактика, надо действовать по-другому.
Как противостоять манипуляции критикой -1

Во-первых, нужно понять, что вас критикуют потому, что вы соглашаетесь с тем, чтобы с вами так обращались. В основе лежит убеждение, что другие имеют право судить вас. Что другие знают, что лучше для вас. Что другие вообще-то лучше вас – умнее, опытнее, проницательнее. И так далее, и тому подобное. Но разве это соответствует реальности?


В большинстве случаев не соответствует. Просто такое отношение к людям идет из детства, когда родители убедили ребенка, что он маленький и глупый, и ничего не понимает. Это убеждение может остаться у человека на всю жизнь, и он страдает от каждого замечания окружающих.


Если вы заметили в себе это свойство, научитесь противостоять критике.


Один из способов – соглашаться. В книгах по психологии этот прием называется «Уйти в туман» или «Создать дымовую завесу».


Если представить туман на море или на озере – это невесомая субстанция, и в то же время нечто, на что невозможно воздействовать. В нем тонут голоса, в нем не видны предметы. И даже если в туман бросить камень – он исчезнет бесследно, не изменив ничего в состоянии природы.


Таким должно быть и ваше состояние: если вас начинают критиковать – на вас это не действует. Сразу не получится, но со временем навык станет вашим вторым «Я».


Как это выглядит в реальности?


Рассмотрим на конкретном примере – на разговоре двух коллег:


- Слушай, ну ты оделась как всегда – во что-то мешковатое…


- Да, согласна, я выгляжу как обычно


- Могла бы что-то другое подобрать, поизящней


- Да, конечно, я вполне в состоянии это сделать


- И вообще, как ты можешь позволять себе так выглядеть, это совершенно не женственно


- Да, ты права, я как раз думала об этом


- Я думаю, из-за этого тебя не повышают в должности


- Да, для карьеры нужно еще что-то кроме мозгов


В этом диалоге одна нападает, а другая не реагирует на критику, а скорее слегка издевается над агрессивной коллегой, которая с помощью манипуляций пытается испортить ей настроение.


Заметьте - при этом важно хранить внутреннее состояние – оно должно оставаться спокойным. Что в это время происходит с коллегой – это ее дело. Важно понимать, что она не умнее и не опытнее вас. И уже тем более не имеет никакого права указывать вам, как одеваться.


И важно понимать разницу между дружеским советом и критикой - это разные вещи, и отличить их можно разве что по интонации голоса. Тон с претензией - это критика. Доброжелательный и открытый разговор - это совет друга, который хочет добра. 


Что здесь самое главное?


Осознание того, что никто не имеет права указывать, как нам жить. Однако это не агрессивная защита, когда можно сказать: «Не лезь в мою жизнь». Это изящный уход от конфликта, экономия нервов и тренировка в коммуникации, которая пригодится и в общении с близкими.


Разница только в том, что атаку коллеги нам нужно просто отразить, а близких или друзей надо еще и понять, ведь часто они критикуют потому, что не могут высказать прямо какую-то просьбу. Но это отдельная и очень важная тема. 

Источники:
  • Учимся противостоять критике
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500