Инструкция
1
Корпоративной культурой называют совокупность ценностей, норм и образцов поведения, принятых в организации и поддерживаемых всеми сотрудниками. Эти правила могут быть как негласными, так и задокументированными в уставе и других внутренних документах организации. Автором термина «корпоративная культура» считают немецкого фельдмаршала Мольтке, который применял его в XIX веке по отношению к офицерской среде.
2
Среди основных компонентов корпоративной культуры различают представление о миссии компании, целях и задачах ее деятельности, социальной роли в обществе; понятие о допустимом и недопустимом в коллективе; варианты поведения в различных ситуациях; стиль руководства предприятием; система обмена информацией между структурами компании; нормы делового общения; модели разрешения конфликтных ситуаций; традиции и обычаи, принятые в организации; символика организации.
3
Корпоративная культура имеет большое значение для процветания любой компании. Она является мощным стратегическим инструментом для мотивации сотрудников, обеспечения их лояльности и улучшения имиджа фирмы. Но не всегда корпоративная культура формируется целенаправленно и последовательно. Очень часто это происходит спонтанно и хаотично.
4
Существует несколько видов корпоративной культуры, которые различают по доминирующим признакам. По стилю управления компанией корпоративную культуру разделяют на авторитарную, либеральную и демократическую. По уровню стабильности различают два вида – стабильную и нестабильную. Если брать за основу степень соответствия личных интересов сотрудников общественным интересам компании, то корпоративную культуру принято разделять на интегрированную (с высоким уровнем сплоченности коллектива) и дезинтегрированную (с отсутствием единого общего мнения в коллективе). В зависимости от главных ценностей компании, различают личностно ориентированную и функционально ориентированную корпоративную культуру. В конечном счете, принято считать демократическую, стабильную, интегрированную, личностно ориентированную корпоративную культуру позитивной. Соответственно, для негативной корпоративной культуры характерными чертами будут авторитарность, нестабильность, дезинтеграция, функциональная ориентированность.
5
Формированию корпоративной культуры особое внимание должны уделять руководители. Они должны не только продумать ее до мелочей и донести до каждого сотрудника, но и стать носителем всех ценностей корпоративной культуры. Кроме того, важным моментом является формальное и неформальное поощрение принятия корпоративной культуры сотрудниками.