Совет 1: Как размножаются слоны

Немногие зоопарки мира, в которых содержатся слоны, могут похвастаться, что их огромные питомцы стали родителями. В неволе слоны размножаются плохо – пребывание в одиночестве лишает животных социальных навыков, необходимых для нормального установления отношений с противоположным полом, кроме того, на плодовитость слонов влияют климатические условия зоопарков, часто совсем не подходящие для этих теплолюбивых животных. На воле слоны размножаются более интенсивно – в благоприятных условиях слониха может приносить потомство каждые 3-4 года.
Инструкция
1
Слонихи достигают половой зрелости к 10-12 годам, в неблагоприятных для жизни условиях половая зрелость наступает позже – в 18-20 лет. Способность полноценно вынашивать потомство самки обретают в 15-16 лет. Самцы становятся половозрелыми в 10-15 лет, но конкуренция со взрослыми слонами редко позволяет им начинать размножаться раньше 25-30 лет – в брачных поединках, как правило, побеждают более сильные и опытные самцы.
2
Примерно с 20 лет ежегодно у молодых слонов в течение нескольких недель, а иногда и месяцев наблюдается состояние, известное в Индии как «муст». В этот период самцы проявляют особую агрессивность, становятся более возбудимыми, чем обычно. В крови самца во время муста резко повышается уровень тестостерона, из желез, расположенных между ухом и глазом, выделяется особый секрет. У самок муст проявляется редко, агрессивность менее выражена.
3
В период муста слоны ищут самок, готовых к спариванию, приближаются к стадам, хотя в остальное время ведут одиночный образ жизни или собираются в небольшие группы, состоящие только из молодых самцов. Слоны устраивают брачные бои, ухаживают за самками. Сформировавшиеся пары отделяются от стада на несколько дней, после спаривания слониха возвращается в общее стадо, самец уходит в группу молодых слонов или остается один.
4
Эстральный цикл у слоних длится около 4 месяцев, при этом к размножению самка готова только во время эструса – в течение двух дней. В засуху половая активность животных падает – у слоних не происходит овуляция, самцы не демонстрируют брачного поведения.
5
Беременность у слоних длится 22 месяца. Перед родами самка покидает стадо, однако далеко от него не уходит. При появлении детеныша на свет роженица не остается одна – ее сопровождают одна или несколько слоних, чтобы охранять от хищников, помогать слоненку встать на ноги, а иногда даже оказывать своеобразную помощь при родах, осторожно вытягивая детеныша при помощи хобота. Как правило, у слонихи рождается один детеныш, крайне редко – два. Вес новорожденного составляет от 60 до 115 килограммов у индийских слонов и от 90 до 130 килограммов у африканских.
6
Несмотря на внушительные размеры, слонята остаются зависимыми от матери очень долго. Два года и более самка кормит детеныша молоком, хотя твердую пищу слоненок способен есть уже через 6 месяцев после рождения. В стаде за малышами в течение нескольких лет присматривают неполовозрелые молодые слонихи – для них это является своего рода подготовкой к материнству. «Няни» возвращают детенышей в стадо, если им случается отбиться от группы, оберегают от хищных зверей. В дальнейшем такая опека не только повышает выживаемость молодняка, но и обеспечивает заботу будущих матерей о собственном потомстве.

Совет 2: Как размножаются животные

Самое важное свойство живых организмов – способность к размножению и продолжению рода. У большинства животных в этом процессе нет ничего особенного, они имеют наружные половые органы, размножаясь половым путем: сперматозоид самца попадает в яйцеклетку самки, оплодотворяя ее, самка беременеет и рожает детенышей.
У высокоорганизованных животных в основном существует только один способ размножения, который осуществляется при участии половых клеток.
Существует ряд животных, у которых нет наружных половых признаков (почти у всех птиц), а также гермафродиты, содержащие и мужские, и женские половые железы.

Особенности размножения некоторых животных

В популяции серебряных карасей существуют одни самки, так как этот вид является однополым. Оплодотворяют самок другие рыбки, сперматозоиды которых дают развитие яйцеклеткам самок серебряных карасей.

Некоторые низкоорганизованные животные способны к размножению и без оплодотворения, у них половое размножение существует в одном ряду с развитием без оплодотворения. Например, если яйца пчелы не оплодотворены, из них получаются трутни. Подобное происходит и у ящериц, обитающих в скалах.
Кенгуру является единственным животным, у которого наблюдается огромная разница в размерах между матерью и детенышем. Кенгуренок рождается размером с горошину.

Свиньи становятся половозрелыми примерно к восьми месяцам, однако давать здоровое потомство и плодотворно размножаться они способны только в возрасте, старше года. У самок существует регулярный половой цикл, сопровождающийся возбуждением, течкой, половой охотой, овуляцией и торможением. Если после оплодотворения беременность не наступает, цикл повторяется снова.

Очень интересно появление на свет маленьких крысят. За две недели наблюдений можно увидеть, как рожденное слепое, глухое, лысое создание стремительно превращается в пушистого юркого зверька. Течка у крыс происходит каждые четыре - пять дней, за исключением беременности, а к деторождению они способны в возрасте пяти недель. Только сильный холод или жара могут замедлить стремительный процесс размножения у этих животных.

Способы оплодотворения

Планета полна разнообразием живых существ, населяющих сушу, небо, море, и все они размножаются по-разному. У некоторых животных оплодотворению предшествует длительный период ухаживания и выбор партнеров. Некоторые выбирают себе пару на всю оставшуюся жизнь. Существуют всевозможные способы размножения животных, но чаще они это делают подобно людям.

Например, собаки занимаются сексом, как люди, только всего два раза в год, когда у самок наступает течка. Многие наблюдали «собачьи свадьбы», когда за самкой бегает стадо кобелей, и она спаривается с ними по очереди, а потом рожает щенков.

Аналогичный процесс «ухаживаний» происходит у кошек: коты дерутся, бегают за самкой, вот только оплодотворить ее может один кот за раз. Однако при повторном спаривании с другим самцом, кошка может родить от обоих сразу.

Размножение и способы оплодотворения у парнокопытных (коней, коров) происходит аналогично.
Видео по теме

Совет 3: Откуда взялись розовые слоны

Розовые слоны – довольно культурные животные. Нет-нет, вовсе не потому что они много читают и знают, а, скорее, из-за своего упоминания в литературе и на телевидении. Сейчас в России их больше связывают с чем-то невинным, хотя по своей природе появляются они отнюдь не из детских снов и фантазий.

Впервые розовые слоны были замечены в автобиографии Джека Лондона «Джон Ячменное Зерно», написанной в 1913 году. «…а уж когда нахлещется, видит синих мышей и розовых слонов», – такое описание дал автор одному из алкоголиков.

Большую популярность получили розовые слоны, приняв участие в мультфильме «Дамбо» студии Уолта Диснея. В одном из эпизодов слоненок Дамбо по незнанию отпивает из ведра с шампанским и видит розовых слонов, шагающих под песню Pink Elephants on Parade. В поп-культуре этот отрывок стал символом галлюцинаций, порожденных алкогольным или наркотическим отравлением.Про розового слона написано немало песен. Более того, его образ на черном фоне стал одним из объектов поклонения для фанатов музыканта Флорана Мота.

В честь розового гиганта названо множество коктейлей. Он также стал логотипом бельгийской марки пива.

Розовые слоны не одиноки, так что не стоит за них переживать. Хоть они и англичане, у них есть братья и сестры по всему миру. К примеру, в России свою родственную связь с ними может подтвердить «белочка», а в Польше – «белая мышь».

Розовые слоны редко, но встречаются и в реальности: у слонов-альбиносов может быть розовый оттенок. В буддийских странах появление розового слона – хорошая примета.

Видео по теме

Совет 4: Сколько длится беременность самки слона

Африканские и индийские слоны, которые относятся к семейству хоботных, сегодня - единственные представители когда-то весьма распространенных по всему миру животных с бивнями. Отличают основные виды слонов по форме головы: у африканских более покатый профиль, а у индийского - ярко выраженные надбровные дуги и имеется выступ с расселиной посередине на макушке.

Особенности размножения у слонов

Взрослые самцы слонов, как африканских, так и индийских, как правило ведут одиночный образ жизни. Во временные группы, которые не связаны с самками, объединяются лишь молодые самцы, еще не достигшие возраста половой зрелости, тогда как самки живу вместе. Обычно самцы становятся половозрелыми, достигая возраста от 15 до 20 лет - после этого у них каждый год наступает состояние, которое на урду называют «муст», что в переводе значит «опьянение». В этот период, когда в организме самцов значительно повышается уровень тестостерона, они могут быть даже опасны, так как ведут себя достаточно агрессивно.
Как утверждают зоологи, в поединках слоны могут получать серьезные и даже смертельные травмы, после чего победитель отгоняет всех своих соперников от самки, а потом проводит вместе с ней около 3-х недель.

По мнению ряда специалистов, у африканских слонов «муст» проходит менее выражено, начинаясь более поздно, обычно после 25 лет.

Обычно половозрелые самцы подходят к слоновьему стаду лишь, если у одной из самок начался так называемый эструс. Если в остальное время самцы довольно терпимо относятся к своим сородичам, то в этот период они устраивают брачные поединки, особенно если при этом пересекаются их кормовые территории.

Размножаться слоны могут практически в любое время года, это зависит лишь от того, когда у самки начинается эструс. Если полный эстральный цикл продолжается у слоних около 4-х месяцев, то подходящее время для совокупления длится лишь 2-4 дня. Самцы, подходя в это время к стаду, начинают вступать в брачные поединки. В результате в размножении участвуют только зрелые и самые сильные доминантные особи.

Беременность и появление на свет слонят

Период беременности у слонов является рекордным по продолжительности среди всех млекопитающих. Самки вынашивают детенышей от 18 до 21,5 месяцев. Вместе с тем, согласно научным данным, плод можно считать полностью сформированным уже к 19 месяцам, впоследствии он только растет, увеличиваясь в размерах. Сколько будет носить малыша та или иная слониха, зависит от ряда факторов: время года, возраст самки, количество корма и т.д.

Когда слониха готовится к появлению детеныша, остальные самки ее окружают, вставая вокруг роженицы стеной. После родов самка начинает испражняться - так слоненок сможет запомнить запах ее фекалий, что поможет ему в будущем не отстать от матери. Уже через 2 часа после родов слонята как правило могут встать на ноги и сосать молоко. Мать в это время хоботом осыпает его пылью и землей, чтобы кожа новорожденного просохла, а запах не привлек хищников.
Интересно, что вскармливают новорожденного детеныша все самки стада, которые находятся в этот период в лактации.

Еще через несколько дней слонята уже способны идти вместе с остальными членами стада. При этом малыш держится хоботом за хвост своей матери или сестры. В возрасте 6-7 месяцев слонята начинают питаться и растительной пищей, а до этого они поедают материнские фекалии, получая таким образом не только непереваренные питательные вещества, но и различные симбиотические бактерии, полезные для усвоения целлюлозы.

Совет 5: Почему слоны боятся мышей

Образ слона, испугавшегося мышонка, часто используется в мультипликации. Этот факт не ставится под сомнение, хотя, если вдуматься, выглядит странным, что сухопутный гигант поджимает хвост при виде крохотного грызуна. А на самом ли деле слоны боятся мышей?
Инструкция
1
Мифы о слоновьих страхах

Принято считать, что слоны опасаются обычных мышей, поскольку те забираются между их огромных пальцев и принимаются грызть их. Это нелестное мнение о сухопутных гигантах связано с индийской народной сказкой, оно настолько укоренилось в головах у европейцев, что родило новые еще более нелепые домыслы. Например, что страх слонов перед мышами заложен на генетическом уровне, наподобие человеческого отвращения к тараканам или крысам. Поэтому бедные животные даже спят стоя. Еще более забавным звучит предположение, что причина боязни в том, что мышь может залезть слону в хобот, чем вызовет массу неудобств вплоть до асфиксии.
2
Чем опасны мыши для слонов

На самом деле мышь вряд ли может представлять существенную опасность для слона. Во-первых, размеры животных несопоставимы, поэтому накинуться на громадное животное вряд ли рискнет даже самый отчаянный грызун. Во-вторых, слоны и мыши не являются конкурентами в борьбе за пропитание, поэтому рост числа особей одного вида никак не скажется на другом. Так что о генетической неприязни тоже говорить не стоит. Кто касается любви мышек погрызть слоновьи пяточки, такое вполне возможно, если предположить, что грызуны вовсе не обладают интеллектом. Во всяком случае в климате, где живут и те и другие одновременно есть более доступные способы насытиться. Поэтому утверждать, что мыши могут причинить вред слонам нельзя.
3
Так боятся ли слоны мышей?

Слоны – животные весьма осторожные и проявляют беспокойство, если сталкиваются с чем-то неизвестным. Поэтому шорох сухой листвы, по которой передвигаются мыши, вполне может вызвать тревогу у больших животных, но они уж точно не побегут в панике. Кроме того, зрение у слонов не очень хорошее, поэтому серого грызуна они могут просто не заметить. Зоологи и дрессировщики проводили исследования, в ходе которых сажали мышей даже на хобот взрослой особи, но признаков испуга не обнаружили. Поэтому нельзя утверждать, что распространенный миф о боязни слонов имеет какие-то научные доказательства.

Совет 6: Сколько живут слоны?

Приручить и воспитать слона не просто, он признает лишь одного хозяина, поэтому в Юго-Восточной Азии и африканских странах воспитывать слонят начинают еще мальчишки, которые буквально растут вместе со своими подопечными. Тем более что продолжительность жизни слона аналогична человеческой.
Могучие, величавые, эти животные являются настоящей загадкой природы. Слоны обладают феноменальной памятью и природным музыкальным слухом. Они живут семьями, а точнее социумами, где есть старшие и младшие представители. Из-за охоты на бивни слонов эти животные оказались на грани вымирания и были внесены в Красную Книгу как исчезающий вид.
Слоны являются самыми крупными млекопитающими на земле. Они принадлежат к отряду хоботных и обитают в джунглях, тропиках и саваннах Африки и Юго-Восточной Азии.

Виды слонов

Различают 2 вида слонов:
- африканские,
- индийские.

В свою очередь эти 2 вида делятся на более мелкие подвиды. Так, африканские слоны, к примеру, бывают лесными и саванными. Вид индийского слона состоит только из одного подвида, иначе его еще называют азиатским слоном.

В среднем слоны обоих видов живут около 70 лет, в течение жизни самка рожает два-три слоненка, вынашивая каждого до 22 месяцев. Беременную самку охраняет все стадо, ее первую отправляют на водопой, известны случаи, когда стадо оказывалось от пищи ради того, чтобы выкормить будущую мать в засушливый голодный год.

Невольники

Говоря о том, сколько живут слоны, нужно делать поправку на то, что продолжительность жизни зависит от положения в стаде и условий обитания. Так, ученые выяснили, что слоны в неволе живут в 3 раза меньше своих собратьев, которые родились и выросли в условиях дикой природы. Таким образом, бедняги, помещенные в зоопарки и заповедники, едва ли доживают до 20 лет.

Также исследования показали, что слоны в неволе подвержены постоянным стрессам, часто болеют, ведут малоподвижный образ жизни и стремительно набирают вес. В исследовании участвовало 4 500 слонов различных подвидов. Как оказалось, африканские слоны в национальных парках проживали в среднем 17 лет, их индийские сородичи — 19 лет. Слонам, работавшим на лесозаготовках, удавалось дожить до 42 лет. Долгожителями среди невольников оказались кенийские особи, которые живут в среднем 56 лет.
По подсчетам ученых, 16 из 24 часов в сутки слоны питаются растительной пищей, тщательно ее пережевывая. Таким образом, за день слоны поедают от 45 до 450 кг пищи и употребляют около 100-300 литров воды.

Рожденные в неволе слоны живут еще меньше, чем те, которые оказались в национальных парках во взрослом возрасте. Так, они проживают в среднем 15 лет, при этом среди них распространены высокая смертность слонят и бесплодие самок. Такая малая продолжительность жизни объясняется опять-таки их образом жизни. Если на воле слоны живут иерархическими семьями, активно передвигаются и выполняют определенную социальную роль, то в зоопарках и заповедниках они лишены этого, вследствие чего разумные слоны впадают в депрессию, нередко отказываются от еды.

Совет 7: Где живут слоны

Величественные и могучие, слоны издревле вызывают чувство некоего смиренного уважения и безмерного спокойствия. Несмотря на то что многие миллионы лет назад ареал обитания этого животного распространялся почти на всю территорию земного шара, сегодня их встретить можно лишь в немногих странах мира.

Дом для слона

Естественной средой обитания слонов являются саванны и леса Африки, территория современного Китая, Лаоса, Таиланда и Индии. Кстати, именно индийские слоны наилучшим образом поддаются дрессуре, и именно их имеют возможность лицезреть посетители, приходя в цирк на уникальные представления с участием этих млекопитающих. К слову, в многочисленных бродячих труппах, пользующихся популярностью в Индонезии, слоны умеют выполнять и весьма необычные трюки, например жонглировать мелочью. Если вы встретите во время путешествия такую труппу, заранее обменяйте на мелочь бумажные банкноты в ближайшем автомате местного банка.

Азиатские и африканские слоны, несмотря на близкое родство, в корне отличаются друг от друга не только строением скелета, но и особенностями поведения. Так, африканские слоны более агрессивны и отличаются огромными размерами, которые по праву относят это животное в разряд самых больших обитателей суши.
Огромные колоноподобные ноги способны выдержать поистине огромный вес животного, способного вставать на задние лапы и пересекать огромные расстояния в поисках водопоя.

Какого-то определенного места обитания в саванне стая слонов, как правило, не имеет, она перемещается в поисках пищи и воды. Ночлег обустраивают взрослые особи так, чтобы детеныши оказались в центре круга, который образуют члены стаи. На открытом месте слоны ночуют редко, предпочитая низины или кустарниковые заросли, от которых, впрочем, мало что остается после них.

Жизнь слона в природе

Слон, несмотря на свою массивность, не так уж и неуязвим, поэтому природа наградила его специфическими защитными механизмами. Огромные уши отвечают за тонкий и чувствительный слух слонов, порой они служат важным дополнением для защиты от палящего солнца. Мощная черепная коробка способна выдержать огромную нагрузку гипертрофированных резцов, которые принято называть бивнями. Бивни служат важным элементом в борьбе за безопасность и продолжение рода в саванне.

Огромный хобот является чем-то средним между верхней губой и носом. Он позволяет обладателю короткой шеи достаточно ловко управляться с даже очень мелкими предметами. С помощью хобота слоны могут узнавать запах друг друга на сверхбольших расстояниях до 5 километров.

В африканской саванне слоны при помощи хобота могут преодолевать немногочисленные водные препятствия, полностью погружая тело в воду и используя хобот, как некую дыхательную трубку.

Эти поистине мудрые существа на протяжении всей своей жизни остаются верными стае, к которой примкнули. Все светлое время суток и даже несколько ночных часов слон, вынужденный удовлетворять пищевые потребности своего организма, проводит в поисках растений и листьев. Забавно наблюдать, как это огромное животное «ради смеха» может повалить дерево или участвует в шутливых единоборствах.

Несмотря на безобидный и общительный характер, слон, безусловно, не может не вызывать страх и уважение со стороны прочих представителей животного мира, даже львы сохраняют смирение и расступаются при первых звуках приближающегося стада.
Видео по теме

Совет 8: Сколько живут слоны

Слоны живут долго. Или столько, сколько повезет. Долгая жизнь самых больших млекопитающих, живущих на Земле, зависит порой от многих мелких факторов: погодных условий, достатка пищи, сохранности стада и мудрости слонихи, управляющей этим стадом.
Как ни парадоксально, но слоновья жизнь, как и ее продолжительность, очень похожа на человеческую. При благоприятных условиях, в окружении большой, любящей, заботливой семьи, под руководством самой старшей бабушки жизнь слонов протекает относительно спокойно и долго – до 60-70 лет.

Слоны – стадные животные. Родившись после 20-22 месячного пребывания в материнской утрробе, 120 килограммовый слоненок очень быстро становится на ноги, но он, конечно же, совершенно не способен позаботиться о себе. Пока малыш не подрастет и как следует не научится пользоваться своим самым грозным оружием – хоботом, - он заманчивая добыча для хищников: львов, тигров и ягуаров. А еще слонята очень любопытны, любят озорничать и убегать, увлекшись своими играми.
Если в своем доме вы хотите гармонизировать пространство, отвести негативную энергию или надеетесь на рождение ребенка, поставьте фигурку слонихи со слоненком на окно хоботом к звездам.

В запале они могут погнаться за другими животными и заблудиться или спрятаться в болоте, или, капризничая, не захотеть выходить из воды, а там могут быть ядовитые змеи. Уследить за малышом, особенно если это не один малыш, а несколько, одной слонихе не под силу, но тут на помощь приходят «тетушки» - уже подросшие слонихи, которые могут быть и родственницами, и просто соседками. Они приглядывают за слонятами, выгоняют из воды, очищают от ила. Скольким «тетушкам» обязаны жизнью взрослые гиганты? Очень многим. И они помнят их всех, потому что у слонов прекрасная память. Особенно на добро, как у всех мыслящих существ.

Гиганты доброты

Слоны очень верные и эмоциональные животные. Они умеют смеяться! И плакать. Грустить, когда прощаются со своими собратьями.

Подросшие, обретшие самостоятельность слонята, даже ушедшие из стада, всегда помогут младшим, протянут на помощь свой хобот. А когда придет время, то похоронят того слона, которой уйдет умирать. Слоны никогда не оставляют неприкрытыми своих умерших собратьев: они засыпают их землей и прикрывают ветками. Кстати, обряд похорон, если придётся, они производят не только для собратьев. Если из-за самозащиты они убивают противника, например, напавшего на слоненка льва, они похоронят и льва.

Так сколько живут слоны?

В целом, продолжительность жизни слона зависит от сохранности его зубов.

В течение жизни у этих гигантов сменяется шесть комплектов четырех коренных зубов. Последний раз зубы меняются примерно в сорок лет и затем постепенно начинают разрушаться. К семидесяти годам слону становится тяжело пережевывать пищу, и поэтому большинство слонов умирают чаще всего от голода. Но это на свободе. В неволе, при надлежащем уходе, слоны иногда живут дольше. Известен случай, когда слон прожил до 83 лет. Этого долгожителя звали Линь Ван, он жил в Тайване и был ветераном китайско-японской войны 1937-1945 годов, а умер в 2003 году.
Жители Таиланда утверждают, что их слон по имени Сомрак гораздо старше и все еще жив. Дрессировщик Сомрака уверен, что его подопечному около 115 лет.

Итак, если слоненок не погибнет в детстве, если на протяжении жизни он сможет пережить две-три продолжительные засухи, если каждый день сможет добыть себе на пропитание около шестисот килограммов разной зелени и порядка ста литров воды, если его не убьют браконьеры – охотники за бивнями, - то слон может жить долго и очень счастливо.
Источники:
  • Дуглас-Гамильтон Иэн. «Жизнь среди слонов» в 2017
  • Слоны в 2017
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500