Совет 1: Интересные факты из жизни С. Есенина

Сергей Александрович Есенин создал новый уникальный поэтический стиль, его лирика узнаваема с первого взгляда, а стихи популярны и по сей день. 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер», трагическая смерть молодого поэта породила множество домыслов и слухов.

Детство и семья

Русский поэт Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Его отец был простым крестьянином, в молодости он пел в церковном хоре, а после переезда в Москву работал приказчиком в мясной лавке. Есенину было всего 2 года, когда мать покинула отца и уехала в Рязань на заработки, воспитанием ребенка тогда занимались дедушка и бабушка по материнской линии. Именно от бабушки Есенин узнал много народных песен и сказок. По его словам, они дали толчок к написанию его собственных стихов.

Переезд в Москву и начало творческого пути

Сразу после окончания церковно-учительской школы Сергей Есенин переехал в Москву, где тогда жил его отец. Сначала он работал вместе с отцом в той же мясной лавке, а затем поступил на службу в типографию Сытина. Через год Есенин становится вольным слушателем на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени Шанявского.

Стихи Есенина были впервые опубликованы в детском журнале «Мирок» уже после переезда в Москву. В 1915 году в Петрограде он познакомился с известными русскими поэтами — Блоком и Городецким. В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина, который назывался «Радуница», это издание сделало поэта по-настоящему знаменитым. Радуницей называют день поминовения усопших, а также народные песни, что отражает настроение, которым была проникнуто лирика поэта в те годы.

Личная жизнь

Сергею Есенину было всего 18 лет, когда он познакомился с Анной Романовной Изрядновой, корректором в типографии Сытина. Вскоре она стала его первой женой. От недолгого брака родился сын Юрий, в 1937 году он был расстрелян по ложному доносу.

Сразу после рождения ребенка поэт оставил свою первую семью, в 1917 году начался его роман с актрисой Зинаидой Райх, который закончился официальным браком. В этом браке родилось двое детей — Татьяна (1918-1992) и Константин (1920-1986). Впоследствии Райх вышла замуж за знаменитого режиссера В.Э. Мейерхольда, усыновившего ее детей от брака с Есениным. Будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин встретил поэтессу и переводчицу Надежду Вольпин, от этой связи в 1924 году родился внебрачный сын.

Трагически закончился роман Есенина с выпускницей Преображенской Петербургской гимназии Галиной Бениславской, она застрелилась на могиле поэта ровно через год после его смерти.

Самой известной связью Есенина считается роман с танцовщицей Айседорой Дункан. Возлюбленная была старше поэта на 22 года, что однако не помешала паре официально оформить отношения. Совместная жизнь Дункан и Есенина была омрачена постоянными ссорами и громкими скандалами.

Трагическая гибель

Историки до сих пор спорят о смерти Сергея Есенина. По официальной версии поэт повесился в своем номере в гостинице «Англетер», написав перед смертью кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Однако многие считают, что он не мог повеситься сам, так был в тот день весел и ни разу не упомянул о каких-либо переживаниях. Хотя обстоятельства гибели поэта вызывают множество сомнений, версия об убийстве не была доказана.

Совет 2: Где родился Есенин

Утонченная лирика Сергея Есенина по-прежнему привлекает внимание любителей поэзии. Глубокое проникновение поэта в сущность русской души и его умение создать неповторимые пейзажи, вероятно, во многом связаны с его детством и юностью, которые прошли в селе Константиново, расположенном недалеко от Рязани.

Где родился Сергей Есенин

Знаменитый русский поэт родился 3 октября 1895 года в простой крестьянской семье. Произошло это в селе Константиново прежней Рязанской губернии. Здесь же Есенин рос, обучался в земском училище, а потом в школе, которая готовила учителей для села. В родном селе будущий поэт немного жил и после окончания обучения. Только в семнадцатилетнем возрасте Есенин покинул родные края, отправившись в Москву, где трудился в типографии корректором, продолжая работать над своими стихами.

Село Константиново имело давнюю историю. Первое упоминание о поселении относится к началу XVII столетия. Жизнь тамошних крестьян на протяжении столетий не отличалась от существования других сельских жителей царской России. Только с выпуском манифеста об отмене крепостного права крестьяне получили послабление, хотя окончательно свободными стали фактически лишь в 1879 году, когда были внесены последние платежи за землю.

Постепенно в селе стали устанавливаться новые хозяйственные отношения. Формировался слой зажиточных крестьян, имевших предпринимательское чутье, которые не забывали о нуждах села и возводили здесь часовни, покупали колокола для храма, строили надежные и красивые дома.
Удача улыбалась не каждому. Некоторым жителям села пришлось покинуть прежнее место жительства и отправиться в другие края в поисках лучшей доли.

На родине поэта

Исторический облик малой родины Есенина был сформирован только к началу прошлого века. Село протянулось вдоль реки Оки на три с лишним километра. Широкая улица в центре села и примыкающие к ней переулки составляли единое целое. Главную площадь поселения украшал храм, поблизости располагались господская усадьба и земская школа.
Главное богатство жителей села – заливные луга, примыкавшие к Оке. Они давали много сена, часть которого шла на продажу, остальное же крестьяне использовали в своем хозяйстве. Почти каждая семья держала у себя корову, а то и двух.

Без сомнения, будущий поэт с детства впитал в себя особенности крестьянского быта. Красота крестьянской души и богатство красок рязанской природы оставили отпечаток не только в памяти поэта, но и в его творчестве. Корни поэта оставались в русском селе. Именно поэтому Есенин сумел в своих стихах выразить горячую любовь к родной земле, воспеть ее яркую природу и красоту души русских людей.

К семидесятилетию со дня рождения поэта в Константиново был открыт музей и выставка, которая освещала жизненный путь и творчество Сергей Есенина. Сегодня здесь расположен один из самых впечатляющих музейных комплексов России. Посетители музея имеют возможность окунуться в ту атмосферу, в которой проходило становление поэта и рождались его первые поэтические образы.
Видео по теме
Источники:
  • История села Константиново

Совет 3: Кому Сергей Есенин посвятил стихотворение "Шагане ты моя, Шагане"

Сергей Есенин на протяжении всей своей короткой жизни мечтал увидеть далекую, сказочную Персию. К сожалению, его мечта так и не сбылась, но в 1924 году поэт решил побывать на Кавказе. Именно там родились его романтичные «Персидские мотивы», во многом вдохновленные встречей с чарующей восточной красавицей Шаганэ.

Русский поэт и восточная красавица

Шаганэ Тальян была вовсе не персиянкой, как можно предположить, читая вдохновенные есенинские строки, а обычной учительницей русского языка и литературы из армянской школы в Батуме. Поэт увидел Шаганэ, когда она выходила из школы, и был просто сражен ее удивительной восточной красотой. 24-летняя девушка могла бы стать очередной победой любвеобильного Есенина. Но, несмотря на то, что за ее плечами уже были короткий брак и раннее вдовство, Шаганэ отличали чистота и целомудрие души, поднявшие их отношения на совершенно иной, гораздо более возвышенный уровень.

Шаганэ стала для поэта воплощением всех восточных женщин, их экзотической внешней красоты и еще большей красоты душевной. После неудачного брака с всемирно известной танцовщицей Айседорой Дункан именно эта простая армянская учительница воскресила в душе Есенина веру в женскую преданность и чистоту помыслов. Почти ежедневно они прогуливались вместе по парку, поэт дарил девушке фиалки и розы. Уже на третий день знакомства он, к немалому удивлению своей прекрасной музы, прочитал ей «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и вручил 2 клетчатых тетрадных листочка.

Несмотря на то, что стихотворение облечено в форму любовного послания, поэт делится в нем с «прекрасной персиянкой» своими размышлениями о родине. Произведение построено на контрасте Востока и Севера. И хотя Восток сказочно прекрасен, автору милее родные рязанские просторы с их бескрайними полями золотистой ржи.

Прощальный подарок

Покидая Кавказ, Сергей Есенин подарил Шаганэ свой новый сборник стихов «Персидские мотивы», который сопроводил надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». С образом прекрасной армянки связаны и другие стихи, вошедшие в него. Ее имя звучит в стихотворении «Ты сказала, что Саади», ей посвящены знаменитые строки «Никогда я не был на Босфоре». В стихотворении «В Хороссане есть такие двери», поэт вновь обращается к Шаганэ, называя ее Шага. Завершающее стихотворение цикла, проникнутое утонченной чувственностью «Я спросил сегодня у менялы» также вдохновлено светлым образом красавицы Шаганэ.

Судя по всему, атмосфера взаимной влюбленности, которой проникнуты «Персидские мотивы», - в действительности просто поэтический вымысел. Однако лишь немногим женщинам было суждено оставить в поэзии Есенина такой глубокий след, как батумской учительнице Шаганэ Тальян.
Источники:
  • Биография Сергея Есенина
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше