Совет 1: Где и как зимуют ежики

В зависимости от сезона у ежей очень различается жизнедеятельность. Когда наступает период холодов, животные погружаются в спячку, которая длится до весны.
Где и как зимуют ежики
Способность ежей впадать в оцепенение, то есть в спячку, и долгое время оставаться в таком состоянии с пониженной температурой тела связывают с тем, что у них терморегуляция далека от совершенства.

У ежей активный период жизни, в зависимости от климатических условий их проживания, занимает от четырех месяцев до семи. Под спячкой понимается видовая адаптация зверей к неблагоприятным климатическим условиям. Причина спячки в зависимости от условий проживания может быть разной, у ежей это чаще всего – отсутствие кормов или низкая для них температура.

Как ежи впадают в спячку

В теплое время года ежи накапливают подкожный жир. Когда насекомые - основная пища ежей - пропадают, еж уже обеспечивает себе запас питания на время спячки. Ее также связывают с несовершенством терморегуляции – даже в вольере, когда в пище недостатка нет, ежи все равно впадают в оцепенение.

Накопление жира во время подготовки к спячке свидетельствует о том, что животное достаточно подготовлено к продолжительному голоданию, которое ожидает его во время зимнего сна. Отложившийся под кожей и во внутренних органах жир во время спячки будет постепенно расходоваться, и ко времени пробуждения его остается небольшое количество, достаточное только лишь для того, чтобы «разогреть» просыпающийся организм.

Где зимуют ежи

Перед тем как залечь в спячку, ежу надо не только накопить жир, но и обеспечить себе хорошее убежище на всю зиму. Несовершенное убежище может стоить животному жизни. Осенью ежи отыскивают глубокие норы, которые находятся под землей на глубине примерно полтора метра. В условиях неволи искусственную нору также нельзя располагать близко к поверхности земли – она будет промерзать.

Ежи могут зимовать в норах, которые вырыли сами, или в чужих. Те животные, которые постоянно обитают в вольерах, вполне охотно пользуются для зимней спячки специально подготовленными для них искусственными норами. Норы с ежами постепенно засыпает снег – термоизолирующие свойства такого покрова оказываются вполне подходящими. В норе ежи зимуют в одиночку. В вольерах при устройстве нор надо делать их в расчете на каждого зверька.

Спящий еж сворачивается в шар, его лапки и нос прижимаются к брюшку, хвост – к голове. Это снижает теплоотдачу с тех участков тела, которые оголены и беззащитны перед воздействием холодного воздуха. Температура животного в этот период становится очень низкой – всего лишь на градус выше, чем окружающая среда.

Совет 2 : Как готовится ёж к зиме

К холодному времени года животные готовятся по-разному. Кто-то делает запасы на зиму, кто-то согревается зимним мехом, а некоторые просто решают проспать трудное время года. В том числе и ежи.
Еж обыкновенный

Почему ежи впадают в спячку 

Еж принадлежит к отряду насекомоядных. Правда, в его рацион входят не только насекомые и их личинки, но и различные беспозвоночные, а также мыши, лягушки, ящерицы, змеи, птенцы. И хотя ежик изредка позволяет себе съесть ягодку-другую, все равно он питается животной пищей, которую зимой достать невозможно.  Как и все насекомоядные, ежи очень прожорливы и без пищи прожить могут всего несколько дней. Запасов на зиму они не делают, выход один - холодное время года пережить в состоянии глубокого сна с замедлением физиологических процессов. С середины осени ежи начинают постепенно впадать в спячку. Процесс этот длительный, животные не сразу засыпают на долгий срок, кратковременные оцепенения сменяются периодами бодрствования.

Интересно, что ежи, содержащиеся в неволе, тоже засыпают на всю зиму, несмотря на то, что в помещении, где они содержатся, достаточно тепло, и пища им обеспечена. Причиной тому их несовершенная терморегуляция.

Как еж готовится к спячке

Чтобы не погибнуть во время спячки, к ней надо хорошо подготовиться. Три главных фактора обеспечивают ежу благоприятную зимовку:

  • накопление жира за летний период,
  • смена волосяного покрова (линька),
  • хорошее место для спячки.  

Все лето еж старательно "работает" - в период изобилия кормов запасает жир к предстоящей зимовке, то есть ест. Животное, накопившее недостаточно жировых запасов, зимовку не перенесет. Жир копится как под кожей, так и во внутренних органах. Расходуется постепенно, за время спячки ежи теряют большую часть веса. Пробудившийся весной еж очень голоден и торопится поскорей набить желудок.

С середины лета у ежей проходит линька, летний волосяной покров меняется на зимний, более густой и жесткий. Зимует еж, свернувшись в клубок, прикрывая наиболее уязвимые для холода части тела - лапки, живот и морду.

Для спячки ежи должны найти подходящее убежище. Это должно быть глубокое, защищенное со всех сторон жилище, которое зимой засыпается снегом, сохраняющим минимум тепла. Зоологи не знают точно, сам зверек готовит себе логово, пользуется чужими норами или находит природные углубления - ниши под корягами, старыми пнями. Сомнительно, что еж самостоятельно роет нору, его лапки мало приспособлены для такой работы. Утепляет еж свою будущую спальню мхом и сухими листьями.

Температура тела спящего ежа сильно понижается, количество сердечных сокращений замедляется. Состояние зимнего сна у ежей может продолжаться до шести месяцев, так что от правильно выбранного места для зимовки зависит жизнь зверька.

Длительные зимние оттепели и бесснежные зимы губительны для ежей. Проснувшийся раньше времени еж не находит пищи, чаще всего замерзает и гибнет.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500