Инструкция
1
Тема природы является ключевой для лирики Пастернака. Однако автор не ограничивается фотографической фиксацией дождей или летнего зноя, закатов и рассветов, времен года. Изменения, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год происходящие в природе, символизируют саму жизнь. В стихотворениях Пастернака пейзаж не изображение, а действие. Кажется, что каждый кусочек природы чувствует, мыслит и сострадает вместе с лирическим героем.
2
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…» принадлежит к раннему творчеству Пастернака. Оно было написано в 1912 году. С одной стороны, поэт пишет о прощании с холодной зимой, фиксирует появление темных проталин и луж. Природа пробуждается, что заставляет поэта «писать о феврале навзрыд». Все стихотворение построено на ассоциациях, на образах и эмоциях. Еще одной особенностью лирики Пастернака является метафоричность. И изрытый криками ветер, и «грохочущая слякоть», и «клик колес» способны не только привлечь внимание, но и усложнить для читателя восприятие стихотворного текста. Это заставляет задуматься и прочувствовать настроение.
3
Красной нитью через все поэтическое творчество Бориса Пастернака проходит тема России. Судьба Родины и судьба самого автора неразделимы. В начале века не один десяток талантливых людей покинули пределы страны, уехав на Запад, обещавший благополучие и тишину. Советская Россия была чем-то новым, неизведанным. Единение со страной, где он родился, обернулась для автора сопротивлением. Особенно это проявилось в 30-х годах в эпоху жестоких репрессий. Но любовь к Отчизне поэт сохранить сумел. В 1941 году он пишет «На ранних поездах». Лирический герой стихотворения – интеллигент, мучающийся вопросами бытия. В подмосковной электричке он думает о неповторимых чертах России и боготворит, «превозмогая обожанье», свою страну.
4
Говоря о лирике Пастернака, нельзя не упомянуть о классическом для русской литературы вопросе поэта и поэзии. Особенно полно эта тема раскрыта в цикле «Тема с вариациями». Художник черпает в своем творчестве силы для жизни. И силы эти настолько велики, что помогают противостоять разрушающей стихии времени. Поэт считает, что искусство созидательно, оно позволяет не только зафиксировать происходящее, но и приблизиться к пониманию законов жизни. Несколько позже (в 1956 году) Пастернак пишет о том, что цель любого творчества - не почивание на лаврах, «не шумиха, не успех», а самоотдача (стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»).
5
В 1955 году Борис Пастернак пишет «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» - стихотворение, которое становится его поэтическим манифестом. Автор вновь подчеркивает свою сопричастность ко всему, что происходит вокруг, стремление постигнуть жизнь во всем ее многообразии «до оснований, до корней, до сердцевины». По словам советского литературоведа и критика А. Синявского, смысл жизни поэта – нравственное служение, поиски основ, разгадывание первопричин.