Совет 1: Сорта крыжовника малошиповатого

Ягоды крыжовника или северного винограда пользуются большой любовью в России. Только собирать с куста не хочет никто. Это "мероприятие" доставляет массу неприятных ощущений и неудобств. Среди садоводов бытуют мнения, что есть сорта бесшипного крыжовника. Другие утверждают, что шипы всё равно есть.

Распространенные и допущенные сорта крыжовника с почти бесшипными ветвями или со слабой шиповатостью.

Африканец, сорт Саратовской опытной станции садоводства. Допущен к использованию в Нижне-Волжском регионе.

Урожай ягод можно собирать в средние сроки. Куст с побегами сильными и прямыми. Шипы редкие, одиночные, лишь у основания молодых побегов. Плодоносящие ветви почти полностью не имеют шипов.

Ягоды обычного размера, 1,5-2,5г, черного цвета с сильным восковым налетом. Мучнистой росой не болеет.

Владил (Командор), выведен в Южно-Уральском НИИ плодоовощеводства и картофелеводства. Допущен к использованию в Уральском регионе.

Хорошо зимующий, скороплодный, среднеранний сорт. Ягоды выше среднего размера 2,2-4,5г красного цвета. Не болеет американской росой, шипов на побегах почти нет.

Гроссуляр, сорт  ВНИИС им. И.В.Мичурина. Урожай дает в среднепоздние сроки. Практически не поражается  американской мучнистой росой, но в сырые годы могут повреждаться макушки кустов. Шипы почти полностью отсутствуют. Ягоды кисловатые, около 4г, светло-зеленого цвета.

Колобок, сорт ВСТИСП, допущен в Центральном и Волго-Вятском регионах.

Сорт не болеет американской мучнистой росой. Шипы только лишь в нижней части ветвей, одиночные, слабые и короткие. Ягоды  выше средних размеров, 4г, красные с хорошим вкусом.

Орленок, выведен в ВСТИСП. Раннего созревания сорт, с ягодами обычного размера, 3-4г черного цвета, с кисло-сладким вкусом. Не болеет  американской мучнистой росой. Ветви практически не имеют шипов.Зимостойкий.

Садко, выведен в ВСТИСП. Сорт хорошо зимующий и позднеспелый. Ягоды красного цвета и среднего размера, до 4,5г, кисло-сладкие на вкус. Не заболевает американской мучнистой росой. Шипы имеет короткие и слабые, расположенные в нижней части куста.

Северный капитан, выведен в НИЗИСНП. Ягоды неодинаковые по размеру, 2,6-4г, почти черного цвета с блестящим восковым налетом. Урожай дает высокий, среднеспелый сорт, вкус посредственный. Проявляет высокую устойчивость к грибным инфекциям. Шипы имеет короткие и одиночные, на ветвях их мало.

Сенатор (Консул), сорт Южно-Уральского НИИ плодоовощеводства и картофелеводства. Допущен в Уральском регионе. Ягоды вкусные, 4,7 балла, кисло-сладкие, средние и крупные, до 6,2г, красного цвета,  ароматные. Созревают  ягоды в средние сроки. Сорт не заболевает американской мучнистой росой и проявляет устойчивость цветов к весенним заморозкам. Шиповатость ветвей слабая.

Сириус (Гулливер), выведен в ВНИИС им. И.В.Мичурина для Центрально-Черноземных регионов. Среднепоздний сорт. Ягоды средние и крупные, 3,5г, темно-красные с восковым налетом. В отдельные годы растения могут заболевать американской мучнистой росой. Плодоносящие ветви лишены шипов.

Смена, среднепоздний сорт, выведенный в ВСТИСП и допущенный во всех регионах, кроме Северо-Кавказского и Восточно-Сибирского.

Куст хорошо зимующий с мелкими ягодами, до 2,5г, фиолетово-красного цвета со своеобразным привкусом и посредственным вкусом, пригодны в основном на компоты и варенья. Высокоустойчивый к американской мучнистой росе. Шиповатость ветвей слабая, на старых ветвях шипов нет.

Черномор, сорт ВНИИС им. И.В.Мичурина, допущен в Центральном регионе. Проявляет высокую зимостойкость и не болеет американской мучнистой росой. Урожай созревает в средние сроки, ягоды темно-красной окраски, кисло-сладкие и среднего размера. Шипы имеет тонкие, одиночные и редкие.

Черносливовый, сорт ВНИИС им. И.В.Мичурина, допущен в Центральном и Уральском регионах. Урожай собирают в средние сроки. Ягоды крупные, 4г, темно-красного цвета с хорошим вкусом и специфическим привкусом. Не болеет американской мучнистой росой, хорошо зимующий сорт. Шипы короткие и средние. Расположены только в нижней части ветвей.

Шалун (Бесшипный-2), выведен ВНИИС им. И.В.Мичурина, урожай созревает в средние сроки. Хорошо зимующий сорт. Ягоды чуть выше среднего размера, 3,3-4,1г, цвет у них зеленовато-желтый, технического назначения, кисло-сладкие. Сорт не болеет американской мучнистой росой. Ветви практически лишены шипов.

Юбиляр, сорт ВНИИС им.И.В. Мичурина. Зимует прекрасно, грибным болезнями поражается средне.  Ягоды среднекрупные, 4г, красной окраски, кисло-сладкие столового назначения. Шипов почти нет, встречаются лишь слабые и единичные.

Совет 2: Какое это растение крыжовник

Крыжовник — это многолетний кустарник, высота которого может достигать 1 м и более при диаметре 1,3-1,8 м. В зависимости от сорта кусты крыжовника могут быть раскидистыми или компактными, отличается также форма и окраска ягод.

Особенности

Кустарник светолюбив и засухоустойчив, однако он плохо переносит тяжелые глинистые почвы с близким расположением грунтовых вод, в таких сырых местах крыжовник почти не дает урожая. У крыжовника сильно развитая корневая система, побеги большинства сортов покрыты шипами и шипиками. Наиболее крупные их них расположены в узлах, у основания почек и листьев, при этом для междоузлий характерны небольшие шипы.

Одни сорта крыжовника имеют кустовидную форму с изогнутыми дугообразными ветками, другие — компактную, при этом в центре куста многолетние ветви расположены вертикально или наклонно, а боковые изогнуты незначительно. По величине ягоды крыжовника могут быть мелкие (до 1,5 г), средние и крупные (от 6 г и больше), их форма — овальной, грушевидной, округлой или яйцевидной. Влажность воздуха и почвы оказывает большое влияние на созревание ягод крыжовника, в дождливую погоду они растрескиваются и опадают.

Сорта

Сорта крыжовника разделяют на северо-американские, западноевропейские и отечественные, причем каждой группе присущи определенные признаки. Западноевропейские сорта неустойчивы к морозам и требовательны к условиям возделывания. У них крупные ягоды и хорошие вкусовые свойства. Однако в условиях северных районов России урожайность крупноплодных западноевропейских сортов крыжовника нестабильна.

Североамериканские сорта легко приспосабливаются к условиям выращивания, они способны переносить морозы до -30°С без значительных повреждений. Их недостаток — мелкоплодность, однако он компенсируется ежегодными высокими урожаями. Отечественные крупноплодные сорта крыжовника легко переносят морозы до -25°С и быстро восстанавливаются после суровых зим.

Посадка и уход

Крыжовник высаживают на возвышенных и хорошо освещенных солнцем участках. Рекомендуют выбирать для этого место, открытое с юго-запада и защищенное от северных ветров. Для кустарника пригодны суглинистые почвы, имеющие глубокий пахотный горизонт, при этом богатые перегноем. Уровень грунтовых вод не должен превышать 1,5 м.

Крыжовник считают самоплодным растением, однако при посадке нескольких сортов повышается эффективность оплодотворения и урожайность. Расстояние в ряду должно быть от 1 м до 1,25 м. Диаметр посадочных ям выбирают в зависимости от состава почвы: на тяжелых грунтах — 70 см, на легких — 50 см.

Саженцы крыжовника высаживают весной, пока не распустились почки, или осенью. Самым подходящим временем для посадки кустарника считается октябрь. Если крыжовник высаживается весной, не следует забывать о многократном поливе.
Видео по теме
Источники:
  • Ботаничка.ru, Крыжовник
  • fazenda-life.ru, Крыжовник

Совет 3: Крыжовник: сорта, выращивание и уход

Крыжовник – популярный кустарник, выращиваемый в садах, часто называют северным виноградом. По содержанию полезных веществ и минералов крыжовник не уступает черной смородине – чемпиону по содержанию витамина С.

Польза крыжовника

Регулярное употребление в пищу ягод крыжовника мобилизует скрытые резервы организма, стимулирует кроветворение, избавляет от зашлаковывания организма, способствует нормализации кроветворения. К тому же варенья и джемы, компоты из крыжовника очень вкусны. Неудобства представляет лишь обилие шипов, которые приводят к многочисленным повреждениям кожного покрова во время сбора ягод.

Раньше садоводы по этой причине нередко отказывались от выращивания крыжовника. Но эти времена давно в прошлом, благодаря селекционерам в настоящее время выведено множество сортов крыжовника, лишенных шипов. К тому же такие сорта обладают повышенной устойчивостью к грибковым заболеваниям и отлично переносят пониженные температуры. При этом содержание витаминов и полезных веществ в них осталось прежним.

Популярные сорта

Среди бесшипых и слабошиповатых сортов можно обратить внимание на следующие сорта:

«Северный капитан» – этот сорт имеет крупные овальные ягоды бордового цвета с черным отливом, покрытые восковым налетом, кисло-сладкого вкуса. Свежие ягоды годятся для приготовления варенья, джема, домашних настоек. Этот сорт высокоурожаен, отличается хорошей устойчивостью к болезням, холоду и неприхотлив к условиям выращивания.

Сорт «Малахит» – слабошиповатый, сильнорослый куст. Ягоды зеленого цвета, вкусные со специфическим привкусом. Популярен, чаще других используется для приготовления варенья и компотов.

Еще один популярный сорт - «Колобок», ценится за крупные ягоды, хорошее восстановление после повреждений, устойчивость к пониженным температурам. К недостаткам этого сорта можно отнести его раскидистый куст, склонность к выпреванию во время весенних оттепелей.

Помимо перечисленных, существует большое разнообразие ранних, средних и поздних сортов крыжовника, имеющих разные качественные характеристики.

Уход за крыжовником

Крыжовник лучше располагать на открытых, хорошо освещенных участках, имеющих оптимальный состав почвы. Для выращивания этого кустарника подойдут легкие супечаные и суглинистые почвы с низким уровнем грунтовых вод. Перед посадкой участок следует освободить от сорняков, внести минеральные удобрения, при необходимости улучшить состав почвы внесением извести, песка, торфа или перегноя.

Кусты крыжовника нужно высаживать по схеме 3х0,8 м. Оптимальный срок для посадки – конец сентября - начало октября или весной, до начала сокодвижения. Растения способны расти на одном месте довольно продолжительное время, поэтому следует отнестись ответственно к подготовке посадочных ям и внесению минеральных удобрений.

Приживаются саженцы легко. После посадки побеги нужно обрезать на 1/3 часть их длины, чтобы стимулировать ветвление куста. В период наливания ягод крыжовнику требуется полив 1-2 раза в неделю и подкормки дважды за сезон. Почва у корней куста должна быть свободна от сорняков, укрыта слоем мульчи.

От болезней и вредителей крыжовник обрабатывают специальными химическими препаратами – инсектицидами. Можно обойтись и рецептами народной медицины: от вредителей помогает настой чеснока и древесной золы с добавлением хозяйственного мыла. Этим раствором следует опрыскивать кустарники для профилактики вспышки болезней.

Ежегодно весной нужно проводить обрезку крыжовника для его омоложения: вырезать старые, пораженные болезнями ветви, оставляя взамен несколько свежих побегов. Загущать кусты крайне не рекомендуется, чтобы избежать вспышки грибных заболеваний.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше