Совет 1: С чего начать неопытному директору школы

У каждого педагога – свои представления о том, каким должно быть образовательное учреждение и что должен делать директор школы. Представления эти не всегда совпадают с реальностью, даже если учитель давно работает в школе и пользуется авторитетом среди учеников и коллег. Попав в директорское кресло, даже очень хороший педагог может растеряться, потому что не знает, с чего начать работу в новой должности.
Изучите программы, по которым работает школа

Кто может быть директором


Органы местного управления, к которым относятся и комитеты образования, обычно создают кадровый резерв из педагогов, имеющих организаторские способности. Если руководитель учебного заведения по каким-то причинам уходит, на его место назначают того, кто входил в этот резерв. В этом случае новый руководитель обычно не теряется, поскольку он прошел специальные курсы в институте повышения квалификации, научился разбираться в законодательстве и финансовых вопросах. Но случается, что на руководящую должность назначают просто инициативного учителя, у которого специальной подготовки нет. В этом случае новому директору нужно хотя бы начать осваивать эти вопросы. Разумеется, параллельно придется заниматься и другими делами.

Старая школа или новая?


Это очень важный вопрос. Если школа старая, у нее уже есть какие-то традиции, а у учителей – мнение, каким должен быть директор. Вас неизбежно будут сравнивать с прежним руководителем. Поэтому в первую очередь имеет смысл поговорить с ним и расспросить о традициях, педагогах, программах. Конечно, многие вопросы снимутся, если вы уже какое-то время проработали в этой школе. Но в любом случае нужно побеседовать с прежним директором и попросить познакомить вас с финансовым положением, особенностями заполнения документации, программой развития образовательного учреждения, если она уже есть.

Если же вы принимаете новую школу, начать стоит с осмотра здания. Посмотрите, в каком оно состоянии, есть ли недоделки, когда приблизительно они будут устранены. Займитесь подготовкой документации. Даже если педагогический коллектив еще не набран и списки детей не готовы, некоторые документы вы можете подготовить и сами. Образцы можно взять в комитете образования или скачать на официальном сайте Министерства образования.

Кадры решают все


Познакомьтесь с коллективом. Вне зависимости от того, принимаете вы старую школу или новую, поговорите с каждым педагогом индивидуально. Выясните, по какой программе он работает, устраивает ли его работа школы, что он хотел бы сделать для ее развития. Постарайтесь установить спокойные доверительные отношения с возможностью конструктивной критики и свободным обсуждением проблем. Вполне возможно, что именно в беседе с учителями родится мысль, по какому пути школа пойдет дальше. После того как побеседуете со всеми, наметьте перспективы развития, соберите весь коллектив и обсудите.

Аттестация, аккредитация, лицензирование


Не забудьте выяснить, когда школа проходила аттестацию и аккредитацию, а также срок действия лицензии. Не исключено, что ваша работа в качестве директора может начаться с подачи заявки на одну из этих обязательных процедур. Если школа новая, вопрос, в какие сроки ваше учебное заведение будет проходить эти процедуры, необходимо выяснить в комитете образования.

Совет 2 : Как быть хорошим руководителем

Думаем, не стоит и говорить о том, насколько важна роль руководителя в коллективе. Именно от него, в первую очередь, зависит желание работать и совершенствовать свою квалификацию у каждого сотрудника. Конечно, ни один руководитель не может быть тем человеком, указания которого выполняются быстро и хорошо, во многом это зависит и от способностей и желания работать самих сотрудников, но, все-таки, есть несколько качеств, которыми должен обладать хороший руководитель.
Как быть хорошим руководителем
Инструкция
1
Профессионализм. Руководитель не должен, конечно, знать все технические моменты, но он просто обязан иметь полное представление о той области деятельности, которой занимается компания. Кроме того, хороший руководитель должен постоянно быть в курсе последних технических и технологических новшеств и обладать многими другими смежными знаниями, например, психологическими, юридическими и экономическими для того, чтобы полноценно использовать возможности коллектива, видеть перспективу и решать поставленные задачи комплексно.
2
Дисциплинированность. Руководитель, прежде всего своим примером должен показывать, что пунктуальность, обязательность и производственная дисциплина для него не пустой звук. Только после этого он может требовать того же от своих подчиненных. Но дисциплина, это не то, когда все ходят по струнке, а понимание места и времени. В это понятие входит многое, в том числе и режим трудового дня и служебная этика и даже дресс-код.
3
Строгость. Ошибки в работе неизбежны, но это не значит, что они должны оставаться безнаказанными. Степень наказания зависит от многих факторов, прежде всего от серьезности случившегося, но обязательно анализируйте ситуацию, чтобы наказать действительно виновных. Если вы строгий руководитель, то не забывайте и о поощрениях. Причем выговоры лучше делать наедине, а поощрять – при всем коллективе.
4
Требовательность. Вы должны четко знать возможности своих сотрудников и поручать им те задания, с которыми они непременно справятся, пусть даже за счет того, что им придется заняться самообразованием. Познание нового и успешное преодоление препятствий – прекрасный стимул для многих людей, поэтому пользуйтесь этим с пользой для общего дела.
5
Умение разбираться в людях. На самом деле это приходит с годами, но многое становится понятно, если вы освоите азы психологии, и будете знать существующие людские психотипы. Все они достаточно подробно описаны и психологи уже давно разработали рекомендации, каким образом максимально эффективно использовать потенциал людей с разными психологическими особенностями.
6
Ответственность. Помните, что за работу коллектива в целом отвечаете именно вы. Вы должны самостоятельно принимать ответственные решения, при необходимости выслушав мнение специалистов. Ваше лидерство должно быть основано на честности, и ваша модель поведения будет определять тот моральный климат, который установится в вашем коллективе.
7
Лидерские качества. Помните, что лидера не бывает без коллектива. Вы показываете направление движения, определяете стратегические задачи, но их выполнение в целом зависит от каждого члена коллектива. Не пренебрегайте проблемами своих сотрудников, будьте в курсе их радостей и бед. Только чувствуя себя настоящей командой, где каждый член одинаково важен, ваши сотрудники смогут не только полностью реализовать свои возможности, но и получать удовольствие от работы. Особенно, если она будет стимулироваться еще и материально. Успехов!
Видео по теме
Обратите внимание
Никогда не кричите на подчиненных. Это, прежде всего, признак вашей слабости.
Как стать успешным руководителем
Связанная статья
Как стать успешным руководителем

Совет 3 : Как быть хорошим начальником

По собственному опыту и общаясь со знакомыми, нам часто приходится слышать критику в адрес непосредственных начальников. Редко кто может сказать, то его начальник – умный и справедливый человек. Нам всегда кажется, что мы заслуживаем лучших начальников. Но как только кто-то из нас становится начальником сам и получает в подчинение некоторое количество людей, он точно также начинает выражать недовольство своим коллективом. Если вы хотите быть хорошим начальником, вам необходимо выполнять некоторые правила.
Как быть хорошим начальником
Инструкция
1
Вы должны очень хорошо знать все процессы, нюансы и технологию той работы, которая поручена вашему коллективу. Только таким образом вы сможете адекватно оценивать рабочие задания, выдаваемые и исполняемые вашими подчиненными, планировать сроки и обьемы выполняемых работ, контролировать исполнителей и справедливо награждать или наказывать их.
2
Изучите психологию и определите, к какому психотипу относится каждый человек в вашем коллективе. Эти знания помогут вам в формировании рабочих групп из разных по характеру людей, эффективность работы которых будет максимально высокой. Вы должны четко знать возможности каждого, чтобы поручать ему именно ту работу, с которой он в силах будет справиться, даже если ему придется заниматься самообразованием и расширять свой диапазон профессиональных навыков.
3
Если вы хороший руководитель, то вы должны самым оптимальным образом организовать работу своего коллектива и понимать, что только вы несете за нее полную ответственность. Если порученное коллективу дело провалено, то никогда не перекладывайте вину за это на подчиненных, берите ее на себя. Потом, уже в своем коллективе вы вправе наказать тех, кто не справился с работой и подвел своих коллег и вас.
4
Возьмите за правило поощрять и награждать добросовестных работников публично, во всеуслышание. Порицать и выговаривать лучше наедине. И никогда не повышайте голос и не переходите на неконтролируемые эмоции – это только будет поводом для насмешек над вами.
5
Моральный климат в коллективе тоже зависит от вас, поэтому, никогда не поощряйте сплетни, интриги, доносы и подхалимаж. Никаких любимчиков и фаворитов в коллективе быть не должно. Если ваша цель – эффективная работа, то единственным критерием вашего расположения к своим подчиненным должно быть творческое, грамотное и своевременное выполнение ими рабочих заданий.
6
Выполняя все эти правила, даже при условии вашей строгости и жесткости, вы будете для своих сотрудников хорошим руководителем, даже если они иногда и будут поругивать вас между собой.
Источники:
  • как быть выше начальника

Совет 4 : Как начать первый урок

Первый урок волнителен как для учителя, так и для его учеников. Именно в первые минуты надо постараться произвести наилучшее впечатление, чтобы было проще наладить контакт. Начать первый урок необходимо так, чтобы ученики были рады встрече с вами на протяжении всего учебного периода.
Как начать первый урок
Вам понадобится
  • - конспект с уроком;
  • - видеоматериалы;
  • - мягкий мячик;
  • - литература о проведении уроков с детьми.
Инструкция
1
Внимательно изучите в специализированной литературе особенности детей того возраста, с которым вам предстоит работать. Обратите внимание на предлагаемые формы ведения уроков. Каждый возраст несет в себе свои особенности внимания, мышления, получения информации. От этого надо отталкиваться, когда решаете, как начать первый урок.
2
Младшие школьники представляют собой самую непритязательную, но, одновременно, достаточно сложную для удержания внимания аудиторию. Начинать урок с ними лучше всего с процедуры знакомства. Проведите ее в рамках небольшой игры. Например, хорошо подойдет «Снежный ком». Таким образом вы узнаете, как зовут ваших подопечных, и они познакомятся друг с другом.
3
Помните, что сперва малыши бывают стеснительными. Чтобы снять напряжение, возьмите мягкий мячик и предложите начать знакомство. Представьтесь им, сообщите, что очень хотите узнать их имена с помощью волшебного мяча, который держите в руках. Скажите ребятам, что тот, кто поймает мячик, должен громко назвать свое имя. И кинуть его вам обратно. Вы, со своей стороны, повторите имя ребенка и скажите, что вам приятно с ним познакомиться.
4
В средней школе учатся уже более взрослые ученики. С ними лучше вести себя серьезно, а начать первый урок можно с беседы и знакомства. Также можете показать фильм по теме, для закрепления уже пройденного материала. Если вы хотите узнать, какой у них уровень владения предметом, проведите небольшой тест или вплетите необходимые вопросы в ткань первой беседы.
5
Старшая школа будет заранее знать о новом учителе. Им уже сообщат ваши имя, отчество и фамилию, но представиться будет не лишним. Начать первый урок у старшеклассников лучше всего с современной шутки по поводу вашего предмета или небольшой интересной истории, которая произошла с вами или с кем-то другим. При этом, акцентируйте внимание на адекватном отношении с вашей стороны к преподаваемому предмету.
Видео по теме
Полезный совет
«Снежный ком» представляет собой игру-знакомство. Первый человек называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, третий повторяет два первых и называет свое и т.д.
Источники:
  • урок знакомство с классом
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500