Мышление у детей 3–4 лет


Мышление – это форма познавательной деятельности человека. Оно напрямую связано с восприятием предметов. После рождения у детей эта функция еще не развита, есть только условные и безусловные рефлексы.

По мере роста и развития совершенствуется нервная система, в том числе и мышление. В дошкольном возрасте происходит перестройка, и мышление становится другим. С трехлетнего возраста дети очень часто используют неправильный ход действий для решения той или иной ситуации.


Они не оценивают возможные варианты, а сразу приступают к решению задания. Нередко это приводит к отрицательному результату. Если в возрасте до 1,5 лет у малыша преобладает наглядно–действенное мышление, то в период с 3 до 4 лет наибольшее значение имеет наглядно–образная мыслительная деятельность.

Отличие последней в том, что малыши могут создавать образы в своем подсознании и решать задачи при помощи их. То есть ребенок может не ощущать предмет, но иметь о нем представление в голове.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста


С 4 лет мышление претерпевает некоторые изменения. Перед решением какой–либо важной задачи ребенок первым делом просчитывает возможные варианты. Например, в том случае, если имеется несколько правильных вариантов, то при последующей попытке малыш может найти новое решение, не прибегая при этом к внешним взаимодействиям с предметом.

Все эти особенности способствуют получению общих знаний, которые впоследствии помогут малышу в его образовательной деятельности и личной жизни. С 5 летнего возраста у детей начинает функционировать абстрактно–логическое мышление. Говорить о том, что они могут в полной мере им пользоваться, нельзя.

Сейчас имеются лишь предвестники подобного типа мыслительной деятельности. Они заключаются в манипуляции не образами, а специальными понятиями, которые представлены в виде слов. В данный отрезок времени дети могут использовать для представления предмета слова.

Нужно отметить, что основными формами мышления являются суждение, представление и умозаключение. У детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) в основном развито представление. С возрастом оно заменится на умозаключение, которое характерно для взрослых людей.

Таким образом, знание особенностей развития детей играет большую роль в правильной организации воспитательного процесса и формировании малыша как личности.