Инструкция
1
Метод сравнения предполагает установление общих, сходных признаков у предметов и их различия. Чтобы ребенок мог видеть разные свойства, нужно обучать его анализу предмета со всех сторон, сопоставлять один предмет с другим. Если вы заранее будете подбирать предметы для такого сравнения, то сможете научить видеть в них те свойства, которые раньше были недоступны его мысленному взору.
2
Следующий шаг – научить определять общие признаки предметов изучения и отличительных. Начать нужно с определения отличительных особенностей и лишь потом переходить к обобщению. Сначала используются два предмета, а потом несколько.
3
После этого нужно учить определять существенные и несущественные признаки предмета. В наглядном материале существенный признак должен быть виден сразу. Например, два цветка могут отличаться друг от друга и от других частей растения, но у всех цветов одна задача – приносить плоды – это и есть самый существенный признак цветка.
4
Обобщение и классификация – это одни из самых трудных для освоения приемов мышления. Классификация – это разделение всех предметов на определенные классы, исходя из их наиболее существенных признаков. Чтобы научиться относить какой-то предмет к конкретному классу, ребенку нужно знать обобщающие слова. Их они усваивают в процессе общения с взрослыми и детьми, в процессе самого обучения. Задача педагога – снабдить его такими словами-категориями. Процесс развития умения классифицировать проходит в несколько этапов. Сначала ребенок собирает предметы в группу, но не знает, как ее назвать. Потом он пытается дать им общее слово, но выбирает название одного из сгруппированных предметов, или действие, которое можно с этими предметами сделать. Далее он определяет родовое понятие для этой группы. И, наконец, распределяет предметы по классам.
5
После освоения сравнения, обобщения и классификации, ребенок учится систематизации знаний. Для этого нужно научиться находить закономерности расположения предметов, объектов имеющих общий признак. Чтобы помочь ребенку развить это умение, нужно предложить задание, в котором к каким-то уже упорядоченным предметам нужно добавить ещё один такой же. Сначала это должны быть наглядные признаки. Здесь ребенок должен сам найти признак, по которому упорядочиваются предметы. Далее нужно предложить задание на упорядочивание объектов, которые расположены в случайном порядке. Это задание более сложное и оно направлено на развитие умения оперировать невидимыми, то есть абстрактными признаками. Такое задание задается устно и решает его ребенок только в голове.