Совет 1: Что такое диаграмма Исикавы

При решении научных и производственных задач очень важно использовать системный подход. Рассмотрение проблемы через призму отношений между элементами системы позволяет выявить цепочку причинно-следственных зависимостей, не позволяющих достичь максимальной эффективности. Один из методов анализа систем – построение диаграммы Исикавы.
Что такое диаграмма Исикавы

Метод Исикавы как инструмент системного анализа

Графический метод, который получил название диаграммы Исикавы, помогает анализировать и формировать значимые причинно-следственные связи. Такой инструмент анализа систем по внешнему виду несколько напоминает рыбью кость. На схеме непременно присутствует центральная горизонтально расположенная ось и отходящие от нее «ребра».

Свою диаграмму японский профессор Исикава придумал в середине прошлого века, когда усиленно искал способы для выявления причин проблем, возникавших в научных и прикладных исследованиях. Ученому хотелось разработать пригодный для употребления метод системного анализа, который был бы наглядным представлением проблем, имеющихся в системе.

Методика, предложенная Исикавой, дает возможность разделить причины того или иного явления на несколько групп. К примеру, в рассмотрение последовательно включаются машины и механизмы, методы производства, материалы, внешняя среда. Любая из этих групп может содержать причины возникновения нежелательных эффектов. Каждую из таких причин можно при желании разложить на более мелкие системные элементы, углубив анализ.

Области применения диаграммы Исикавы

Методика Исикавы почти сразу после опубликования нашла широкое применение в производственном менеджменте, где стала использоваться для анализа качества продукции и решения сложных производственных проблем. Сегодня диаграмму Исикавы широко используют во всем мире, в том числе и в теории изобретательства, где с ее помощью выявляют причины возникновения технических противоречий.

Основная сфера применения метода Исикавы – системный анализ с целью выявления непосредственных причин возникновения существующей проблемы. Диаграмма с успехом может использоваться для поэлементного анализа производственных и маркетинговых процессов на предприятии, их систематизации и структурирования. В последнее время методика находит все более широкое применение при проведении «мозгового штурма».

Как построить диаграмму Исикавы

Вначале исследователь проясняет для себя проблему, ее сущность и сложность. После этого строится исходный пункт анализа, который имеет вид горизонтальной стрелки, направленной вправо. На острие стрелки находится четко очерченная и ясно сформулированная проблема.

К осевой линии под некоторым углом пририсовываются дополнительные стрелки, каждая из которых обозначает одну из возможных причин, вызвавших появление проблемы. Если в ходе анализа выясняется, что причины в свою очередь обусловлены более глубокими факторами, каждая из стрелок может разветвляться.

Построив развернутое графическое отображение причинно-следственных связей, можно наглядно представить себе всю систему в динамике причин и следствий, влияющих, к примеру, на результат производственной деятельности или на менеджмент предприятия. Очень часто такой инструмент визуализации помогает выявить значимые факторы, которые при ином способе анализа ускользают от внимания.

Совет 2: Как создать диаграмму

Учеными установлено, что графическая информация в 2-3 раза лучше усваивается мозгом человека, чем цифровая. Почему бы не использовать этот факт в своих работах? Использование диаграмм сделает вашу текстовую работу намного более интересной и информативной.
Диаграммы - самый эффективный способ передачи цифровой информации
Вам понадобится
  • Табличный редактор Excel
Инструкция
1
Для того, чтобы создать диаграмму в табличном процессоре Excel, нужно сперва расположить все имеющиеся данные на новом листе. Не забывайте о том, что числовые данные можно импортировать из таких приложений MS Office, как Word, Access и PowerPoint.
2
При добавлении данных в таблицу, надо строго следить за тем, чтобы в каждом столбце размещались данные только одного типа. Для создания диаграмм нужно не меньше двух столбцов с данными - текстовыми (для подписи данных) и числовыми.
3
Когда таблица с данными готова, приступаем к созданию диаграммы. Вызываем "Мастер Диаграмм" на панели инструментов. Дальше нас просят выбрать тип диаграммы. Наиболее распространенные: круговые диаграммы, графики и гистограммы. Несколько раз нажимаем "ОК", затем жмем кнопку "Готово".
4
Полученную диаграмму можно вставить в текстовый документ или в презентацию. Для этого просто перетащите поле с ней в приложение MS Office.
Видео по теме
Полезный совет
Тип диаграммы нужно выбирать в зависимости от того документа, в который ее собираетесь вставлять. Если это текстовый документ - подойдет гистограмма, для газет и журналов лучше выбрать круговую диаграмму; для научных работ точечную (график).
Источники:
  • Курс по созданию диаграмм от Microsoft в 2018
  • Как Построить Диаграмму В Word 2013?

Совет 3: Как нарисовать диаграмму

Диаграммы – неотъемлемый элемент разнообразных презентаций, слайд-шоу, деловых программ и финансовых отчетов. С помощью диаграммы можно визуально отобразить, как изменялся с годами тот или иной аспект работы фирмы, или показать процентное соотношение самых разных параметров. Красивая и понятная диаграмма будет более понятна читателю и зрителю, нежели неясный чертеж, поэтому очень важно научиться рисовать красивые, четкие и очевидные для понимания диаграммы, которые помогут вам в вашей деятельности.
Как нарисовать диаграмму
Инструкция
1
В Microsoft Excel можно, указав свои параметры, создать автоматическую диаграмму из шаблонов программы, но эти диаграммы не отличаются ни ясностью, ни эстетичностью. Исходя из готовой диаграммы в Excel, вы можете создать собственную диаграмму, более наглядную, лаконичную и стильную, с использованием тех же параметров.
2
В предыдущих диаграммах избавьтесь от всего лишнего. Ваша диаграмма должна напоминать легкий и понятный график, освобожденный от лишних деталей, прозрачный и эстетичный. Для того, чтобы график был понятным, не используйте в нем более двух цветов. Красный, черный и оттенки этих цветов будут оптимальным вариантом для любой диаграммы. Это позволит легко считывать информацию по каждой шкале. Обязательно отражайте в графике заметный рост параметров.
3
Если у вас имеется две диаграммы, показатели которых можно объединить в общий график, используйте эту возможность – сделайте одну общую удобную диаграмму. Каждый параметр окрасьте в свой цвет.
4
Не стоит показать соотношение разных показателей в одном столбце диаграммы – такая информация не будет считана зрителем. Гораздо лучше будет разделить каждый столбец на два – красный и черный. В каждом столбце будет показана величина того или иного показателя, и в соответствии с ней будет показана высота столбца. Тем не менее, считывание информации до сих пор может представлять собой трудности, так как увеличивается количество столбцов, и читателю сложно соотнести их с общими значениями на нижней шкале.
5
Гораздо аккуратнее будет выглядеть такая же диаграмма, у которой основная шкала (например, распределяющая результаты по годам) будет располагаться вертикально, а все столбцы будут направлены вбок. Так как длинные числа тоже будут располагаться горизонтально, диаграмма не будет производить впечатление слишком большого объема данных.
6
Каждую пару столбцов на одном параметре шкалы поместите в поле третьего цвета (например, серого) для большей наглядности, и серую полосу выводите вбок на длину, соответствующую общему показателю двух шкал-столбцов. Общий показатель в численном варианте пропишите справа от полосы, используя такой же серый цвет. В таком виде диаграмма будет уже легко читаемой.
7
Также вы можете попробовать сделать наглядной и аккуратной обычную вертикальную диаграмму, совместив шкалы по другому принципу, нежели вначале. Столбцы одних показателей находятся над основной шкалой общих и суммарных чисел, а столбцы других – под шкалой. Это позволит сделать данные отдельными друг от друга и понятными, и вместе с тем, объединенными в общую картину.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500