Совет 1: Что такое диаграмма Исикавы

При решении научных и производственных задач очень важно использовать системный подход. Рассмотрение проблемы через призму отношений между элементами системы позволяет выявить цепочку причинно-следственных зависимостей, не позволяющих достичь максимальной эффективности. Один из методов анализа систем – построение диаграммы Исикавы.

Метод Исикавы как инструмент системного анализа

Графический метод, который получил название диаграммы Исикавы, помогает анализировать и формировать значимые причинно-следственные связи. Такой инструмент анализа систем по внешнему виду несколько напоминает рыбью кость. На схеме непременно присутствует центральная горизонтально расположенная ось и отходящие от нее «ребра».

Свою диаграмму японский профессор Исикава придумал в середине прошлого века, когда усиленно искал способы для выявления причин проблем, возникавших в научных и прикладных исследованиях. Ученому хотелось разработать пригодный для употребления метод системного анализа, который был бы наглядным представлением проблем, имеющихся в системе.

Методика, предложенная Исикавой, дает возможность разделить причины того или иного явления на несколько групп. К примеру, в рассмотрение последовательно включаются машины и механизмы, методы производства, материалы, внешняя среда. Любая из этих групп может содержать причины возникновения нежелательных эффектов. Каждую из таких причин можно при желании разложить на более мелкие системные элементы, углубив анализ.

Области применения диаграммы Исикавы

Методика Исикавы почти сразу после опубликования нашла широкое применение в производственном менеджменте, где стала использоваться для анализа качества продукции и решения сложных производственных проблем. Сегодня диаграмму Исикавы широко используют во всем мире, в том числе и в теории изобретательства, где с ее помощью выявляют причины возникновения технических противоречий.

Основная сфера применения метода Исикавы – системный анализ с целью выявления непосредственных причин возникновения существующей проблемы. Диаграмма с успехом может использоваться для поэлементного анализа производственных и маркетинговых процессов на предприятии, их систематизации и структурирования. В последнее время методика находит все более широкое применение при проведении «мозгового штурма».

Как построить диаграмму Исикавы

Вначале исследователь проясняет для себя проблему, ее сущность и сложность. После этого строится исходный пункт анализа, который имеет вид горизонтальной стрелки, направленной вправо. На острие стрелки находится четко очерченная и ясно сформулированная проблема.

К осевой линии под некоторым углом пририсовываются дополнительные стрелки, каждая из которых обозначает одну из возможных причин, вызвавших появление проблемы. Если в ходе анализа выясняется, что причины в свою очередь обусловлены более глубокими факторами, каждая из стрелок может разветвляться.

Построив развернутое графическое отображение причинно-следственных связей, можно наглядно представить себе всю систему в динамике причин и следствий, влияющих, к примеру, на результат производственной деятельности или на менеджмент предприятия. Очень часто такой инструмент визуализации помогает выявить значимые факторы, которые при ином способе анализа ускользают от внимания.

Совет 2: Что такое осевое время

Осевое время – термин, лежащий в основе всего культурологического мировоззрения немецкого философа Карла Ясперса. Он обозначил осевым временем тот период в истории человечества, когда мифологические воззрения людей уступили место рациональному, философскому мышлению, которое и стало дальнейшей основой развития современного человека.
Исследования Ясперса говорят о том, что все учения, возникавшие в период осевого времени, отличает высокая степень рационализма и стремлением человека переосмыслить все основы своего предыдущего существования, изменить обычаи и традиции. Те же цивилизации, которые оказались не способны переосмыслить свое мировоззрение в свете эпохи осевого времени попросту прекратили свое существование (например, ассиро-вавилонская цивилизация).Ясперс считает, что осевое время - это период между 800 и 200 годами до нашей эры. Данные последних исследований также подтверждают, что период 800-200 гг. до н.э. имел особое значение в развитии мировой системы. За указанный период произошел резкий скачок в развитии мировой урбанизации, вырос уровень грамотности населения. В течение эпохи осевого времени мировая система трансформировалась в качественно новое для себя состояние.В ключевых очагах мировой культуры в этот промежуток времени развиваются абсолютно непохожие на все, что было раньше, религиозно-этические учения, в основу которых были заложены принципиально иные ценности. Ценности эти были глубокими и универсальными, что позволило этим учениям, хотя и в несколько измененном виде, дожить до наших дней (конфуцианство, буддизм, даосизм).Осевое время переломный момент в восприятии человеком самого себя, это время, когда человек впервые начинает воспринимать свою сущность и анализировать собственное мышление. Попытка самопознания лежит в основе всех кардинальных изменений того времени. Именно в ходе попыток осознать свое существование, определить ключевые моральные понятия: добра и зла, смысла жизни и смерти, и зародилась новая культурная эпоха.Таким образом, понятие осевого времени подразумевает определенный отрезок в развитии мировой культуры, в ходе которого принципиально меняются тенденции развития и культурные ценности человечества, что приводит к началу новой эпохи в развитии мировой системы. Так, Ясперс считает, что современные культуры впереди ждет новый виток осевого времени, итогом которого станет единая культура в планетарном масштабе.
Источники:
  • www.terme.ru

Совет 3: Где применяется диаграмма Исикавы

Современные технологии управления производством и менеджмента качества позволяют крайне эффективно анализировать производственные процессы. Один из таких методов: диаграмма Исикавы – успешно используется на многих предприятиях по всему миру.

Что такое диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы была придумана японским профессором Каору Исикавой в середине прошлого века для повышения качественного уровня производственных процессов. Профессор Исикава является одним из основных разработчиков новой системы менеджмента качества, внедренной на одной из крупнейших фирм Японии – Тойота. По сути, диаграмма представляет собой способ организовать информацию таким образом, чтобы было легче выявить причинно-следственные связи, влияющие на ту или иную задачу или проблему.

Другое название этой методики – «рыбий скелет», потому что в готовом виде диаграмма, действительно, напоминает схематическое изображение скелета рыбы. Принцип ее использования заключается в том, что имеющаяся проблема записывается в правой части листа бумаги (или грифельной доски), а к ней рисуется прямая линия. Затем к этой линии проводится несколько (от трех до шести) отрезков под острым углом, которые обозначают основные факторы, способные оказать влияние на проблему. При необходимости к каждому отрезку добавляются условия, влияющие на основные факторы.
Первичные факторы чаще всего делятся на несколько основных категорий, таких как методика работы, влияние человека, имеющиеся технологии, объективные обстоятельства, способы контроля.

Сферы использования

Диаграмма Исикавы дает особенно хорошие результаты в сочетании с коллективным обсуждением (мозговым штурмом), поскольку позволяет всем участникам представить себе причинно-следственные цепочки максимально наглядно. Как правило, работа с диаграммой начинается с определения конкретных терминов, таких как решаемая проблема, факторы, вторичные условия. После того как первоначальный набросок создан, из него исключаются незначительные факторы, а также те, повлиять на которые менеджеры не в состоянии. В идеале результатом анализа диаграммы становится выяснение первопричины имеющейся проблемы, а также пути ее решения.
Основным недостатком диаграммы Исикавы считается тот факт, что в ней могут присутствовать ошибочные связи, кроме того, сложность полученной схемы иногда лишь мешает менеджеру.

Основная сфера использования этого метода – управление производственными процессами с целью повышения качества и эффективности деятельности. Однако диаграмма применяется и в других видах бизнеса, например в кредитовании, консалтинге, рекламе. Смысл диаграммы Исикавы не в том, чтобы получить картинку, отвечающую на все вопросы, а в том, чтобы в процессе ее создания составить представление о проблеме и методах ее решения, а также визуализировать причинно-следственные связи.

Совет 4: Что такое диаграммы состояний

Диаграмма состояний напоминает блок схему и представляет собой процесс изменения объекта в результате переходов. Это понятие было введено несколько десятков лет назад и постоянно совершенствовалось с развитием вычислительных технологий.

Основные понятия

Диаграмма состояний является абстрактным представлением какого-либо процесса. Она часто используется в информатике для моделирования потока языков программирования. Также она может помочь аналитикам создать карту бизнес-процессов. Элементы диаграммы системы обычно называются объектами, которые могут претерпеть изменения в состоянии. Наиболее популярным языком написания диаграмм состояния является Unified Modeling Language или UML. Этот язык позволяет отслеживать процесс на протяжении всего построения. Обычно он используется для описания поведения системы в целом. Диаграмма состояний помогает отслеживать объекты, используя различные символы. Она обычно не описывает взаимодействие объектов.

Особенности создания диаграммы состояний

UML диаграммы обычно показывают, как объект ведет себя в различных вариантах развития событий и несколько символов часто используются для идентификации различных элементов. Диаграмма состояний очень похожа на блок-схему. Как правило, она имеет большую точку в верхней части, которая представляет начальное состояние объекта. Изменения в состоянии могут быть показаны в виде окружностей, с названием объекта, переменных и действий, разделенных между собой. Горизонтальные линии, как правило, используются для разделения каждого из них.

Прямые линии на диаграмме состояний могут соединять элементы. Линии обычно определяют переходы. Очень часто эти линии имеют стрелки на одном конце, чтобы показать пути перехода из одного состояния в другое. В нижней части диаграммы находится большая черная точка в круге. Вся схема может описывать сложную цепь событий и условия, при которых они происходят. Таких условий может быть больше, чем одно.

Процесс, изображенный на диаграмме состояний, обычно определяется изменениями, которые происходят. Некоторые состояния объекта могут быть маловероятными. Иногда несколько переходов приводят к изначальному состоянию, что может привести к путанице. В этом случае одна диаграмма может быть заключена в другой. Тогда это называется суперсостоянием. Такой формат делает диаграмму состояний легко читаемой, если события и переходы в системе сложны.

Заключение

Диаграмма состояний может представлять результаты машинных операций или работу многих механизмов в производственной системе. Она также может помочь преподавателю продумать свои учебные программы на основе материала, который есть в наличии. Семантика
или правила часто применяются к диаграммам состояний. Существуют альтернативные правила и даже варианты моделей, которые могут быть использованы в зависимости от задачи. Например, производственный процесс для электронного устройства, как секундомер или контроллер.
Видео по теме

Совет 5: Как начертить диаграмму

В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Это часто употребляемая схема, используемая для отображения долей, процентного соотношения чего-либо. И знания о построении таких диаграмм окажутся довольно полезными.
Инструкция
1
Для построения диаграммы воспользуйтесь программой Microsoft Excel. Конечно, в Microsoft Excel есть функция создания автоматических диаграмм. Но вряд ли это устроит человека, который хочет, чтоб его схема была уникальной и именно такой, какой он ее и задумывал. Если приложить немного усилий, можно создать собственную диаграмму в Excel, используя при этом все те же функции.
2
Создайте новую диаграмму и избавьтесь в ней от всего ненужного. Она должна быть простой для восприятия. Вам следует использовать всего два цвета. Например, сделать серым фон и темно-синим столбцы, отображающие показатели. Эти два цвета наиболее приятны для глаз и не создают контраст между собой. Информация будет разборчива и понятна. Также вам нужно будет отмечать возрастающий рост параметров.
3
Если вы создали две диаграммы, которые тесно связаны между собой, и показатели которых вам надо объединить, то вам следует сделать одну цельную диаграмму, скрестив в ней две малые. Просто закрасьте разные параметры разными цветами для отличия. Вы должны умело обращаться со столбцами, не размещая в один из них слишком много информации. Так она будет непонятна зрителю. Удобнее будет разделить один столбец на два поменьше. Так вы сможете более четко преподнести информацию.
4
Чтобы облегчить визуальное восприятие, им следует придать разные цвета на ваш вкус. Но не стоит перебарщивать со столбцами, иначе это может привести к тому, что все смешается в кучу. Вам нужно ясно представлять функцию и расположение столбца. От того, как выглядит диаграмма, зависит то, как ее воспримут. И неважно, какая в ней будет заключена информация, если она визуально не привлекательна, то не будет иметь успех. Расположите основную шкалу, которая отображает результаты или процент соотношений, вертикально. А столбцы же направьте вбок. Это все нужно, чтобы, несмотря на большой объем информации, диаграмма не смотрелась неуклюже и громоздко.
5
Длинные числа также следует расположить горизонтально. Справа от полосы пропишите числа, которые будут помогать соотнести показатели диаграммы. Но и обычную вертикальную диаграмму можно сделать привлекательной. Для этого столбцы одних показателей должны быть над общей шкалой всех чисел, а столбцы других — под шкалой. Таким образом, данные будут отделены друг от друга, но не потеряют свой смысл и значение.
Видео по теме

Совет 6: Как создать диаграмму

Учеными установлено, что графическая информация в 2-3 раза лучше усваивается мозгом человека, чем цифровая. Почему бы не использовать этот факт в своих работах? Использование диаграмм сделает вашу текстовую работу намного более интересной и информативной.
Вам понадобится
  • Табличный редактор Excel
Инструкция
1
Для того, чтобы создать диаграмму в табличном процессоре Excel, нужно сперва расположить все имеющиеся данные на новом листе. Не забывайте о том, что числовые данные можно импортировать из таких приложений MS Office, как Word, Access и PowerPoint.
2
При добавлении данных в таблицу, надо строго следить за тем, чтобы в каждом столбце размещались данные только одного типа. Для создания диаграмм нужно не меньше двух столбцов с данными - текстовыми (для подписи данных) и числовыми.
3
Когда таблица с данными готова, приступаем к созданию диаграммы. Вызываем "Мастер Диаграмм" на панели инструментов. Дальше нас просят выбрать тип диаграммы. Наиболее распространенные: круговые диаграммы, графики и гистограммы. Несколько раз нажимаем "ОК", затем жмем кнопку "Готово".
4
Полученную диаграмму можно вставить в текстовый документ или в презентацию. Для этого просто перетащите поле с ней в приложение MS Office.
Видео по теме
Полезный совет
Тип диаграммы нужно выбирать в зависимости от того документа, в который ее собираетесь вставлять. Если это текстовый документ - подойдет гистограмма, для газет и журналов лучше выбрать круговую диаграмму; для научных работ точечную (график).
Источники:
  • Курс по созданию диаграмм от Microsoft в 2017
  • Как Построить Диаграмму В Word 2013?

Совет 7: Как нарисовать диаграмму

Диаграммы – неотъемлемый элемент разнообразных презентаций, слайд-шоу, деловых программ и финансовых отчетов. С помощью диаграммы можно визуально отобразить, как изменялся с годами тот или иной аспект работы фирмы, или показать процентное соотношение самых разных параметров. Красивая и понятная диаграмма будет более понятна читателю и зрителю, нежели неясный чертеж, поэтому очень важно научиться рисовать красивые, четкие и очевидные для понимания диаграммы, которые помогут вам в вашей деятельности.
Инструкция
1
В Microsoft Excel можно, указав свои параметры, создать автоматическую диаграмму из шаблонов программы, но эти диаграммы не отличаются ни ясностью, ни эстетичностью. Исходя из готовой диаграммы в Excel, вы можете создать собственную диаграмму, более наглядную, лаконичную и стильную, с использованием тех же параметров.
2
В предыдущих диаграммах избавьтесь от всего лишнего. Ваша диаграмма должна напоминать легкий и понятный график, освобожденный от лишних деталей, прозрачный и эстетичный. Для того, чтобы график был понятным, не используйте в нем более двух цветов. Красный, черный и оттенки этих цветов будут оптимальным вариантом для любой диаграммы. Это позволит легко считывать информацию по каждой шкале. Обязательно отражайте в графике заметный рост параметров.
3
Если у вас имеется две диаграммы, показатели которых можно объединить в общий график, используйте эту возможность – сделайте одну общую удобную диаграмму. Каждый параметр окрасьте в свой цвет.
4
Не стоит показать соотношение разных показателей в одном столбце диаграммы – такая информация не будет считана зрителем. Гораздо лучше будет разделить каждый столбец на два – красный и черный. В каждом столбце будет показана величина того или иного показателя, и в соответствии с ней будет показана высота столбца. Тем не менее, считывание информации до сих пор может представлять собой трудности, так как увеличивается количество столбцов, и читателю сложно соотнести их с общими значениями на нижней шкале.
5
Гораздо аккуратнее будет выглядеть такая же диаграмма, у которой основная шкала (например, распределяющая результаты по годам) будет располагаться вертикально, а все столбцы будут направлены вбок. Так как длинные числа тоже будут располагаться горизонтально, диаграмма не будет производить впечатление слишком большого объема данных.
6
Каждую пару столбцов на одном параметре шкалы поместите в поле третьего цвета (например, серого) для большей наглядности, и серую полосу выводите вбок на длину, соответствующую общему показателю двух шкал-столбцов. Общий показатель в численном варианте пропишите справа от полосы, используя такой же серый цвет. В таком виде диаграмма будет уже легко читаемой.
7
Также вы можете попробовать сделать наглядной и аккуратной обычную вертикальную диаграмму, совместив шкалы по другому принципу, нежели вначале. Столбцы одних показателей находятся над основной шкалой общих и суммарных чисел, а столбцы других – под шкалой. Это позволит сделать данные отдельными друг от друга и понятными, и вместе с тем, объединенными в общую картину.

Совет 8: Как в Word сделать диаграмму

В приложении Microsoft Office Word существует возможность работать не только с текстом. В случае необходимости пользователь может вставить в документ графический объект или диаграмму. Для создания диаграмм необходимо хотя бы немного разбираться в программе Excel.
Инструкция
1
Запустите Word и откройте нужный документ или создайте новый. Перейдите на вкладку «Вставка». На панели инструментов найдите блок «Иллюстрации» и нажмите на кнопку-миниатюру «Диаграмма». Откроется окно «Вставка диаграммы», отметьте в нем тот макет, который подойдет для вашего случая, и нажмите на кнопку ОК.
2
После того как выбор будет сделан, автоматически откроется приложение Microsoft Office Excel. В ячейках на листе уже введены для наглядности произвольные данные, замените их своими. Область данных, по которым строится диаграмма, обведена синей рамкой. Если вам не хватает обозначенных строк или столбцов, расширьте выделенный диапазон.
3
Подведите курсор мыши к правому нижнему углу рамки, нажмите левую кнопку мыши. Удерживая ее нажатой, перетащите контур рамки в то место, которое вам требуется, и отпустите кнопку мыши. После того как закончите ввод данных в ячейки, можете закрыть книгу Excel.
4
Если хотите внести изменения в уже созданную диаграмму, выделите ее. Станет доступно контекстное меню «Работа с диаграммами» с тремя вкладками: «Конструктор», «Макет» и «Формат». Используйте имеющиеся инструменты, чтобы оформить диаграмму в соответствии со своими нуждами.
5
В случае если вам неудобно работать с инструментами на панели, кликните правой кнопкой мыши в нужном вам месте диаграммы и выберите в контекстном меню подходящую команду. Так, чтобы изменить внешний вид диаграммы, выберите в выпадающем меню пункт «Формат области диаграммы». Откроется новое диалоговое окно, где вы сможете оформить границы диаграммы, выбрать фоновый рисунок или применить эффект отброшенной тени.
6
Таким же способом можно корректировать данные и названия осей. Не забудьте выделить для этого соответствующий блок данных в диаграмме. Чтобы удалить диаграмму из документа, выделите ее и нажмите клавишу Delete или Backspace.
Источники:
  • как работает is диаграмма
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500