Совет 1: Как хамелеон меняет цвет

Человека, меняющего мнение в зависимости от обстоятельств, принято называть «хамелеоном». Это связано с тем, что рептилия, носящая такое название, обладает способностью менять цвет.
Людям, наблюдающим за хамелеонами, может показаться, что эти рептилии меняют окраску сознательно, «подгоняя» себя под цвет окружающей среды. В этом случае пришлось бы допустить, что хамелеоны обладают самосознанием и абстрактным мышлением, которого не приходится ожидать от ящериц.

Механизм изменения окраски

В верхнем слое кожи хамелеона имеются особые клетки – хроматофоры (что значит «несущие окраску»). Эти клетки содержат зерна пигмента. У хамелеона три разновидности клеток-хроматофоров: иридоциты, ксантофоры и меланоциты. Иридоциты содержат гуанин, придающий золотистый или серебристый цвет, ксантофоры – каротин, связанный с гаммой оттенков от желтого до красного, а цвет меланоцитов, содержащих меланин, варьируется от желтого до черного.

Все три вида хроматофоров снабжены отростками, которые способны сокращаться. При сокращении отростка пигмент сосредотачивается в середине хроматофора, что делает цвет более светлым. Если же отросток не сокращается, пигмент оказывается в нем, и цвет становится более темным.

Хроматофоры способны и к передвижению. Когда они погружаются в глубокие слои кожи, окраска бывает бледной, а когда находятся у поверхности – более насыщенной.

Все это может происходить в разных сочетаниях: одни клетки углубились, другие остались у поверхности, у одних отростки расправлены, у других сокращены. Благодаря этому цветовая «палитра» хамелеона оказывается весьма богатой.

Причины изменения цвета

Не обладая развитой центральной нервной системой, хамелеон, разумеется, не может подумать: «Я сейчас нахожусь среди зеленых листьев, значит, надо окрасить кожу в зеленый цвет». Вопреки распространенному заблуждению, маскировка под окружающую среду – не единственное и даже не главное предназначение способности хамелеона менять цвет.

Изменение окраски связано с эмоциями, которые испытывает животное. В состоянии возбуждения или страха хамелеон становится желтым, а при агрессивном эмоциональном настрое – черным.

Влияет на окраску хамелеонов и освещение: в темноте они становятся кремовыми с желтыми пятнами.

Особенно яркой и непредсказуемой становится смена окраски самцов в брачный период. Это не только способ привлечь внимание самок, но и угроза, адресованная соперникам.

Такие закономерности изменения окраски хамелеонов говорят о том, что цветовыми вариациями управляет нервная система. Механизмы нервной регуляции деятельности хроматофоров не изучены до конца, но определенную роль в них играет зрение: если удалить хамелеону один глаз, соответствующая половина тела теряет способность изменять цвет.

Совет 2: Как хамелеон меняет окраску

Удивительные животные - хамелеоны. Своей способностью в различных ситуациях менять окраску они привлекли внимание ученых и обычных людей. Существует распространенное мнение о том, что хамелеон меняет свой окрас в зависимости от фона, где он находится. Но это далеко не так.
Инструкция
1
На изменение окраса хамелеонов может оказывать влияние два фактора. К первому, внешнему, относятся температура воздуха, влажность, уровень света. Ко второму, внутреннему, можно отнести различные ощущения, испытываемые животным: холод, жажда, голод, страх, которые также могут спровоцировать изменение цвета. Вдобавок окрас этой чешуйчатой ящерки - ее способ коммуникации с сородичами. В период размножения самцы хамелеона используют свои возможности окраски для того, чтобы напугать соперника.
2
На самом деле хамелеон имеет прозрачную кожу. Всего у него 3 слоя дермы с различным пигментом на каждом. Этот пигмент находится на специальных отростках, которые в зависимости от обстановки и состояния ящерицы могут сжиматься или разжиматься. Когда они сжаты, цвет не виден, а когда разжаты, пигмент проявляется. Все 3 слоя могут взаимодействовать между собой, образуя различные цвета, начиная от зеленых оттенков и заканчивая красно-бурым.
3
А если говорить с научной точки зрения, на коже хамелеона расположены хроматофоры, способные отражать свет. Они имеют коричневый, зеленый, желтый и красный пигменты. В зависимости от раздражителя пигмент может сжаться в центре клетки, и тогда хамелеон становится телесного цвета. А если пигмент рассредотачивается по клеткам, цвет хамелеона становится ярким. Причем если на верхнем слое преобладает темный пигмент, цвет хамелеона будет ярким. Также хроматофоры имеют способность углубляться во внутренние слои и приближаться к поверхности кожи. Таким образом, контролируется насыщенность оттенка.
4
Некоторые считают, что хамелеон способен не просто поменять свой цвет, но и отобразить на своей коже рисунок фона. То есть, если ящерицу поставить на фоне шахматной доски, она сама приобретет такую же раскраску. На самом деле это просто миф. Возник он в результате того, что была замечена способность хамелеонов менять цвет не целиком, а только на некоторых участках. В результате этой возможности у хамелеона проявлялся на коже своего рода рисунок.
5
Хамелеон может менять свой цвет только в определенном порядке. Первоначально появляются светлые оттенки, затем они переходят в желтый или зеленый цвета. Следующий переход - это пурпурный цвет. И только потом окрас хамелеона может стать бурым, темно-коричневым или даже почти черным.
Обратите внимание
Солнечный свет влияет на пигментацию хамелеона.
Полезный совет
Изменение цвета хамелеона напрямую зависит от его зрения. Учеными доказано, что лишившись зрения, это животное больше не имеет возможности менять окрас.
Источники:
  • Как хамелеон меняет цвет, видео

Совет 3: Хамелеон в качестве домашнего питомца

Хамелеон - рептилия из семейства подотряда ящериц. Его длина варьируется от 3 сантиметров до 60. Эти рептилии известны своими необычными глазами - они у них вращаются на 360 градусов независимо друг от друга. Хамелеоны ловят добычу языком с присоской, выбрасывается он мгновенно и мгновенно принимает во рту исходное положение. Этот маневр отнимает у рептилии не больше секунды. Удивительно, но многие заводят у себя дома такого странного домашнего питомца.
Особенности хамелеонов

У рептилии в подкожном слое располагаются клетки с пигментами коричневого, черного, желтого и красного цвета, поэтому хамелеон может менять свой цвет. Благодаря сочетанию пигментов появляются разные оттенки. Окраска хамелеона меняется быстро, становясь желтой, оранжевой, белой, зеленой, коричневой или черной. Еще хамелеон может менять окрас частично - рептилия может покрываться полосками или пятнами. Меняется окраска в зависимости от света, температуры, испуга, раздражения, влажности, для защиты, в период размножения.

Насчитывается много видов хамелеонов. В террариумах можно увидеть пантерового хамелеона, йеменского хамелеона, коврового хамелеона. Хамелеона Джексона и четырехрогого хамелеона можно встретить реже, они очень требовательны для разведения дома.

Как содержать хамелеона дома

Сейчас уже никого не удивишь домашним хамелеоном - теперь это частое явление. Вот главные правила ухода и содержания за такими питомцами:

1. Во время покупки обращайте внимание на вид хамелеона. Ящерица не должна выглядеть тощей и больной. Хамелеонов очень сложно лечить. Лучше отказаться от покупки редкого вида.

2. Для самца выбирайте террариум 50х50х120 (ДШВ), для самки - 40х50х80. Пол ящерицы определить легко. Самец гораздо ярче, он имеет у основания хвоста утолщение. не забудьте, что в террариуме требуется установить вентиляцию и лампы для нагрева.

3. Оснастите террариум корягами и «деревьями», к которым хамелеон обычно лазает в живой природе.

4. Влажность - 70-100%, температуре днем - 28 градусов, ночью - 22.

5. Кормите хамелеона насекомыми, которые продаются в магазине. При желании их можно разводить самостоятельно. Каждодневно давайте ящерице фрукты. Подкармливайте крупных особей мышатами.

6. Не держите в одном террариуме нескольких самцов, они сразу начнут драться за территорию.

7. Хамелеоны быстро привыкают к домашней жизни. К чужакам они будут относиться настороженно, иногда агрессивно.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Почему хамелеон меняет цвет
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше