Совет 1: Как влияет общий наркоз на состояние печени

Наркоз, особенно общий, влияет на все органы и системы организма. Более всего страдают мозг, сердце, печень и почки. При этом печень как самый «молчаливый» орган дает знать о своих проблемах в последнюю очередь.

Как влияет наркоз на печень

Самая опасная анестезия - общая многокомпонентная с ИВЛ (искусственная вентиляция легких). Она опасна как в технике ведения и по времени, так и по осложнениям. Опасна любая анестезия с положением пациента на животе. Причем сильное влияние они оказывают не только на печень, но и для сердце. Но бывает так, что провести операцию можно только подобным образом. Самые безопасные виды наркоза – эпидуральная и внутривенная анестезия под кетамином.

Общий наркоз опасен падением печеночного кровотока, что может привести к гипоксии печени и повреждению гепатоцитов. Вызвать разрушение гепатоцитов могут также различные препараты используемые при анестезии (например, барбитураты). Поэтому клетки печени почти неизбежно ухудшаются при общем наркозе. Практически от любой анестезии содержание гликогена в печени очень сильно снижается, что также сильно вредит гепатоцитам. При наркозе некоторыми препаратами развивается умеренная гипергликемия, что может привести к развитию ацидоза. При наркозе хлороформными препаратами могут возникнуть незначительные очаги некроза печени.
Гепатоциты – это самые важные клетки печени, составляющие от 60% до 80% ее общей массы.

Правда, анестезия - только один из множества факторов, приводящих к нарушению функций печени. Другими факторами являются сепсис, травмы, переливание крови, инфекции, поражающие печень, внутривенное питание и применение гепатотоксичных препаратов. Также при общем наркозе может возникнуть гиперкапния (повышенное давление и содержание углекислого газа в артериальной крови). Если больной переносил ранее какие-либо заболевания печени – вероятность ее нарушения во время наркоза заметно увеличивается. Кроме того, разрушение гепатоцитов увеличивается у беременных во время анестезии. Это связано с повышенным расходованием кислорода на единицу массы тела. Более всего печень страдает в постнаркозном состоянии, а не во время самого наркоза. При этом на вес пациента отклонения в состоянии печени повлиять не могут.
Гликоген – это основной запасной углевод живых существ.

Как защитить печень от влияния наркоза

Прежде всего необходимо предупредить анестезиолога о перенесенных ранее заболеваниях печени. После этого анестезиолог обязательно подберет наиболее щадящие анестезирующие препараты и введет во время операции и в послеоперационный период гепатопротекторы, чтобы защитить печень.

После операции больной может протии обследование, после чего ему назначат коррекционное лечение. Печень очень хорошо отзывается на лечение, а если проблем с данным органом до наркоза не было, то лечебные мероприятия, скорее всего, и не понадобятся. В любом случае, при выборе любых лекарств, в том числе и витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом.

Совет 2: Как влияет на организм общий наркоз

Наркоз - это общая анестезия, при которой обеспечивается полная потеря сознания и утрата болевой чувствительности. Анестезия предназначена для защиты организма от операционной травмы. Наркоз является большим благом для пациента, но, в тоже время, он сам может стать причиной развития серьезных осложнений и реакций.
Анестезиолог подбирает вид анестезии, препараты и оптимальную их дозу, с учетом индивидуальных особенностей больного. Большое значение имеют возраст пациента, состояние его здоровья, характер операционного вмешательства и индивидуальная лекарственная переносимость.

Общий наркоз противопоказан лицам с выраженной аллергией, предрасположенностью к злокачественной гипертермии, серьезными патологиями сердечно-сосудистой системы. При плановых операциях проводится тщательное обследование пациента и риск от применения общей анестезии сведен к минимуму. Тем не менее, такая процедура не может проходить абсолютно бесследно и влияет на организм в большей или меньшей степени.

Обратимые последствия наркоза

Тошнота. Очень часто встречается, примерно в каждом третьем случае. Чтобы уменьшить риск ее возникновения, не следует в первые часы после операции садиться и вставать, нельзя пить и принимать пищу сразу после операции.

Боль в горле. Возможна сухость во рту, боль при глотании, разговоре. Эти симптомы могут оставаться на протяжении нескольких дней. Если они не проходят более трех дней, необходимо обратиться к лечащему доктору.

Дрожь. Это последствие анестезии является временным и чаще всего не предоставляет опасности.

Головокружение. Действие анестетиков может вызывать снижение артериального давления, что проявляется головокружением, слабостью, предобморочным состоянием.

Головная боль. Ее могут вызывать препараты, используемые для анестезии, обезвоживание, сама операция. Чаще всего боль проходит самостоятельно через несколько часов после анестезии. Сильная головная боль иногда может быть осложнением спинальной анестезии или эпидурального обезболивания.

Боли в спине и пояснице. Эти симптомы вызваны, в большинстве случаев, длительным неподвижным положением во время операции.

Спутанность сознания. У некоторых пациентов, чаще пожилого возраста, могут возникать нарушение слуха и речи, галлюцинации,
ухудшение памяти, бессонница, спутанность сознания. Часть детей после общего наркоза могут отставать в развитии, но вскоре догоняют сверстников. Обычно все эти явления проходят со временем.

Осложнения наркоза

Послеоперационная легочная инфекция. В некоторых случаях после наркоза возникают симптомы бронхита или пневмонии. В группе риска находятся курильщики, больные хроническими легочными заболеваниями.

Повреждение нервов. Это вид осложнений характеризуется чувством онемения, пощипывания, нарушением ощущения тепла или холода. Может возникать слабость в конечности или паралич. Травмирование нервов при эпидуральной или спинальной анестезии являются редкими и чаще обратимыми повреждениями, которые проходят через несколько недель.

Анафилаксия. Препараты для наркоза могут явиться причиной сильнейшей аллергической реакции – анафилактического шока. Частота развития такого осложнения составляет 1 :15000.

Смерть, поражение головного мозга. Риск увеличивается у пожилых лиц, у пациентов, перенесших инсульт, при операциях на головном мозге, шее, сердце или сонных артериях.
Источники:
  • Общий наркоз – последствия для организма

Совет 3: Как переносится общий наркоз

Обща анестезия – это методика искусственного глубокого сна. Во время наркоза сознание пациента полностью отключено, тело не чувствует боли, мышцы максимально расслаблены. Временная амнезия, то есть отсутствие воспоминаний об операции, является неотъемлемой частью общей анестезии. Чаще всего воспоминания об операции являются мнимыми, мозг пытается дополнить недостающий фрагмент информации, искажая его в сторону негатива.
Инструкция
1
Переносится общая анестезия почти всегда хорошо. Современные наркозные препараты позволяют свести к минимуму осложнения в ходе операции. Основная часть осложнений по большей части быстро проходящих и не опасных для человека возникает уже в послеоперационном периоде. Очень частыми называют осложнения, возникающие у 1 из 10 пациентов, частыми – у 1 из 100. Третья часть пациентов предъявляют жалобы на тошноту, у некоторых возникает рвота. Это может возникнуть, если перед операцией вы плотно поели или же проявляете излишнюю активность в первые часы после операции. Не следует вставать с кровати, употреблять пищу и напитки. Ярко выраженный болевой синдром после операции тоже может стать причиной тошноты, послеоперационные боли нуждаются в адекватном обезболивании.
2
Боль в горле, ангины и ларингиты тоже часто встречающееся последствие наркоза. Боль может варьироваться от легкого дискомфорта до постоянной. Необходимо сообщить об этом врачу, он подберет лекарство. Неприятные ощущения в гортани возникают из-за интубационной трубки, иногда она может быть неправильно подобрана или установлена, что травмирует слизистую оболочку. Боль в горле проходит в течение 1-2 дней. Дрожь, головокружение, обмороки и понижение артериального давления возникают часто. В основном такие осложнения связаны с тем, что перед операцией человек был в холоде или замерз. Пониженное давление и, как следствие, обморочное состояние это остаточное действие анестетика. Необходимо лежать в течение нескольких часов, чтобы не допустить обморока. Боли в мышцах, спине и пояснице связаны с длительным вынужденным нахождением тела в неизменном положении во время операции и в раннем послеоперационном периоде. Боли исчезают через 1-2 дня, необходимо заниматься гимнастикой, напрягая и расслабляя мышцы сразу после того, как к вам вернется сознание.
3
Нечасто встречающиеся осложнения возникают у 1 из 1000 пациентов. Основной проблемой являются пневмонии и бронхиты, возникшие после интубационного наркоза, обычно возникают у курильщиков, ослабленных пациентов, пациентов с заболеваниями дыхательной системы. Незначительные ссадины губ и языка возникают у 5% пациентов, травмы зубов и серьезные травмы мягких тканей полости рта возникают у 1 пациента из 45 000. Пробуждение во время наркоза с последующими истинными воспоминаниями тоже редкое осложнение, возникает у 1 из 2000 пациентов, а потому верить, что все подруги без исключения помнят операцию не стоит.
4
Редкие осложнения возникают у 1 из 10 000 пациентов, очень редкие – у 1 из 100 000. К редким осложнениям относят повреждение нервов, при этом чаще такое осложнение встречается у пациентов, которым была выполнена спинальная анестезия. Обычно это жалобы на онемение пальцев ног. Не всегда нарушение иннервации является осложнением после наркоза, хирург может травмировать нервное окончание в ходе операции, длительное вынужденное положение тела может повредить нерв, использование медицинских зажимов и другого инструментария тоже является потенциальной причиной нарушения иннервации. Послеоперационный отек и даже уже имеющиеся заболевания, например сахарный диабет, часто нарушают работу периферических нервов. В течение 6-12 месяцев работа нервных окончаний восстанавливается. Паралич же как осложнение после наркоза встречается крайне редко, в 1 на 50 000 наркозов.
5
Повреждение глаз - очень редкое осложнение, может возникнуть из-за неполного смыкания глазной щели. Смерть во время операции у здорового человека маловероятна, таких случаев менее 1 на 100 000 операций. Анафилактический шок возникает в 1 случае из 15 000 анестезий и лишь в 1 случае из 20 становится причиной смерти пациента. Основная причина осложнений послеоперационного периода – халатное отношение пациента к подготовительному этапу или сокрытие некоторых фактов от врача. Стесняясь сказать о нелеченных кариозных зубах или о наличии имплантатов, можно недосчитаться зубов после операции, обильный ужин накануне – чреват рвотой, курение в течение нескольких месяцев перед операцией обернется бронхитом и ангиной. Современные наркозные препараты действуют мягко, не вызывая серьезных осложнений.
Обратите внимание
При общей анестезии осложнения, связанные с понижением артериального давления и нарушением иннервации, встречаются реже, тогда как при спинальной анестезии реже возникают ангины, бронхиты и боль в горле.

К проведению плановой операции пациента тщательного готовят, соответственно и осложнений удается избежать. При экстренных операциях осложнения, особенно частые, наблюдаются почти всегда.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше