Совет 1: Как проходит воскресная служба в церкви

По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба – Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений.
Божественная литургия
Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.

Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.

Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.

Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Литургия оглашенных

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.

«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».

Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.

Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».

Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.

За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.

Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Литургия верных

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.

Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».

Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.

Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).

Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.

Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.
Облачения каких цветов используют православные священнослужители за богослужением
Связанная статья
Источники:
  • Портал "Азбука веры": Божественная литургия
  • Как правильно вести себя в Храме

Совет 2 : Что такое литургия

Слово литургия греческого происхождения и переводится, как общее дело или общественная служба. В Древних Афинах литургией называли денежную повинность, которую вначале добровольно, а потом принудительно несли богатые граждане города. Деньги собирались на оснащение военных кораблей, содержание хора в постановках греческих трагедий и на учебные заведения (гимнасии). Начиная со 2 века нашей эры, литургия утрачивает свой первоначальный смысл и становится главным элементом христианского богослужения.
Что такое литургия
В православной церкви Божественная литургия (иначе называется обедня) – самое важное богослужение суточного круга. Если вечерня и утреня представляют собой чтение молитв с песнопением, то литургия является кульминаций церковной службы. Совершается она всегда в дообеденное время и сопровождается чтением глав из Библии, молитвами и пением псалмов. А заканчивается главным христианским таинством – причащением (Евхаристией).По церковным преданиям, порядок проведения литургии установил сам Иисус Христос на Тайной Вечере. Ныне она представляет собой ритуальное действие, которое символически отображает земную жизнь Христа и дает возможность верующим стать участниками новозаветных событий, прочувствовать жертву Христа на Голгофе и его Воскресение, которое воспринимается как очищение и возрождение собственной души. Начиная с 4 века нашей эры, в православной церкви укрепились два вида литургии: ежедневная Святого Иоанна Златоуста и Святого Василия Великого, которая совершается только 10 раз в год. Между собой они отличаются только протяженностью. В литургии Василия Великого используется расширенная редакция молитв и песнопений, поэтому она более долгая по времени проведения. Начинается литургия всегда с проскомидии или символической подготовки Святых даров (хлеба – просфор – красного вина) и происходит традиционно при закрытых дверях в алтаре. Священник переодевается и омывает руки, затем на жертвеннике вырезает части из пяти просфор и наполняет чашу вином. После этого он выходит к собравшимся в храме верующим и начинается второй этап действа - литургия оглашенных (или готовых принять крещение). Эта часть сопровождается хоровым пением псалмов, чтением Евангелия и Апостола и произнесением ектений (молитвенных прошений). Далее следует литургия верных, которая представляет собой освещение Святых даров (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа) и заканчивается причащением священнослужителей и всех верующих. Во время литургии верных также читаются молитвенные прошения и исполняются хоровые песнопения.До XVII века литургическая музыка основывалась на различных распевах, а с конца XVII века стали использовать многоголосье. Многие известные русские композиторы обращались в своем творчестве к церковной музыке и создали циклы литургических песнопений. Наиболее известные литургии Св. Иоанна Златоуста П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.В католической и протестантских церквях православной литургии соответствует месса. А начиная с XVI века, в католической литературе по теологии термином «литургия» обозначаются все церковные богослужения и церемонии.
Видео по теме
Виды божественной литургии
Связанная статья
Виды божественной литургии
Источники:
  • Александр Мень о литургии

Совет 3 : Виды божественной литургии

В христианской православной традиции главным богослужением является божественная литургия. Во время этой службы происходит одно из важнейших церковных таинств - евхаристия. За литургией каждый верующий христианин может причаститься святых Тела и Крови Христовых.
Виды божественной литургии

В уставной практике Православной Церкви существует три вида литургии. Два из них носят названия великих святителей христианской Церкви Иоанна Златоуста и Василия Великого, а третий вид именуется литургией преждеосвященных даров (ЛПД).

Литургия Иоанна Златоуста

Название этой божественной литургии указывает на автора богослужения. Им считается святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский. Этот человек жил в III - IV веках. Именно он собрал в единый корпус богослужения литургии различные молитвословия и создал отдельный чин богослужения, который отправляется в православных храмах по сей день. Святой Иоанн Златоуст написал также тайные молитвы священника, которые читаются и сейчас во время литургии.

Литургия Иоанна Златоуста служится практически во все дни года, кроме определенных дней Великого поста и некоторых праздников.

Литургия Василия Великого

Василий Великий жил в 330 - 379 годах. Он известен как великий учитель и святитель христианской Церкви. Был архиепископом Кессарии Кападокийской. Среди многочисленных творений святого выделяется чинопоследование божественной литургии. Автор написал тайные молитвы священников, читаемые последними за богослужением литургии, соеденил прочие молитвенные прошения в единый чин литургии.

Богослужение литургии Василия Великого очень походит на литургию Иоанну Златоуста. Разница в том, что в первом виде литургии отсутствует поминовение усопших на ектенье, тайные молитвы священника длиннее (это обуславливает большую продолжительность службы). Некоторые пенопения самой литургии отличаются от богослужения последования Иоанна Златоуста. Например, на литургии Василия Великого поются определенные песнопения Божией Матери, которые не употребляются на литургии Иоанна Златоуста.

Литургия василия Великого совершается десять раз в году - на день памяти святого 14 января (новый стиль), навечерие праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или же в сам праздник, когда это определяет устав), а также в некоторые дни Великого поста (в частности, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е воскресенье святого поста, в Великий четверг и Великую субботу).

Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД)

Церковная традиция приписывает эту литургию авторству святого Григория Великого (Двоеслова) папы Римского, жившего в 540 - 604 годах. Однако авторство может оспариваться.

Эта литургия отличается от остальных тем, что на ней используют уже освященные ранее на литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста дары. Литургия служится только в Великий пост. В частности, в среду и пятницу поста, некоторые праздники (если они не приходятся на субботу или воскресенье поста), в четверг 5-ой седмицы поста, а также в первые три дня Страстной седмицы.

По сути, ЛПД является вечерней, к которой присоединяется определенное чинопоследование перед причастием верующих людей.

Еще одной особенностью ЛПД является то, что за этим богослужением может происходить таинство рукоположения только в сан дьякона, тогда как на литургиях Иоанна и Василия рукополагают не только дьяконов, но и священников.

Совет 4 : Из каких частей состоит божественная литургия

Божественная литургия является главным богослужением христианской Церкви. Она венчает собой весь суточный круг богослужения. За литургией происходит великое таинство - хлеб и вино чудесным образом становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
Из каких частей состоит божественная литургия

Проскомидия

Первой частью литургии считается проскомидия. Она совершается священнослужителем в алтаре приблизительно за полчаса до начала торжественной части литургии. В это время читаются в храме определенные краткие богослужебные тексты из последования часов (третьего и шестого). Священник в алтаре за проскомидией готовит вещество к таинству евхаристии (причастия). Он предуготовляет хлеб и вино. Это сопровождается определенными молитвословиями с поминанием чинов святых христианской Церкви. Также священник вынимает частицы из просфор (хлебы, используемые на литургии) за здравие и упокой людей.

Литургия оглашенных

Литургия начинается возгласом священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». После этого произносится ектенья с определенными прошениями и поются хором антифоны изобразительные (102, 145 псалмы, заповеди блаженств - по воскресеньям и праздникам), праздничные (три кратких антифона, посвященных двунадесятому празднику) или вседневные (три антифона, исполняемые в будние дни). На литургии оглашенных читаются отрывки из Апостола и Евангелия, поминаются записки о здравии и упокоении. На этой части литургии могут присутствовать оглашенные (то есть те, кто не просвещен светом христианской веры). В древней Церкви после завершения литургии оглашенных, некрещенные выходили из храма. В настоящее время такой практики не наблюдается. Литургия оглашенных заканчивается словами ектеньи о том, чтобы оглашенные вышли из храма, далее упоминаются верные (крещенные люди).

Литургия верных

Главная часть литургии. На ней совершается перенос святых даров (пока еще хлеба и вина) с жертвенника на престол при пении хором Херувимской песни. Главными частями этой части литургии служат Символ веры и евхаристический канон, на котором совершается таинство евхаристии. Канон обычно называется «Милость мира». Первыми подготовительными словами к евхаристическому канону являются: «Милость мира, жертву хваления». Это возвещение о том, что в храме начинает приноситься безкровная жертва. Евхаристический канон самая важная часть всей литургии. На литургии верных также поется песнопение Богородице «Достойно есть» и «Отче наш». В конце литургии верующие причащаются святых Христовых таин.

Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написал
В статье грубые ошибки. Во-первых, для православного вероучения приемлем термин Преложение, а не Пресуществление (последнее католический термин). Во-вторых Преложение святых Даров осуществляется никак не на проскомидии, но на литургии верных, во время евхаристического канона, когда священник просит ниспослать благодать Святого Духа на хлеб и вино, после сошествия которой хлеб и вино становятся в том числе реальным Телом и Кровью Христовой!!!
Осталось символов: 500