Совет 1: Как проходит воскресная служба в церкви

По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба – Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений.
Божественная литургия
Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.

Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.

Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.

Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Литургия оглашенных

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.

«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».

Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.

Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».

Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.

За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.

Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Литургия верных

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.

Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».

Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.

Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).

Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.

Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.
Облачения каких цветов используют православные священнослужители за богослужением
Связанная статья
Источники:
  • Портал "Азбука веры": Божественная литургия
  • Как правильно вести себя в Храме

Совет 2: Как проходит воскресная служба в храме

В православной Церкви воскресенье занимает особый день календаря. Это средоточие всей богослужебной недели, особый праздник, само именование которого указывает на чудесное событие Воскресения Господа Иисуса Христа. Неслучайно каждый воскресный день в православии именуется малой Пасхой.
Как проходит воскресная служба в храме

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.

В православии богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован отправлением воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.

На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.

На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей - особое песнопение "Хвалите имя Господне", после которого хор поет воскресные тропари "Ангельский собор". Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.

Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.

В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня - божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).

Обычно по воскресеньям в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.

После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написал
В статье грубые ошибки. Во-первых, для православного вероучения приемлем термин Преложение, а не Пресуществление (последнее католический термин). Во-вторых Преложение святых Даров осуществляется никак не на проскомидии, но на литургии верных, во время евхаристического канона, когда священник просит ниспослать благодать Святого Духа на хлеб и вино, после сошествия которой хлеб и вино становятся в том числе реальным Телом и Кровью Христовой!!!
Осталось символов: 500