Совет 1: Как проходит воскресная служба в церкви

По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба – Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений.
Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.

Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия

Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.

Священник совершает над пятью особыми хлебами – просфорами – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.

Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.

Литургия оглашенных

Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.

«Благослови, владыко!» – возглашает диакон. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь».

Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу.

Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом».

Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем!» (вслушаемся), и начинается чтение фрагмента из «Деяний апостолов». Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя!», и наступает центральный момент Литургии оглашенных – чтение фрагмента из Евангелия.

За чтением следует молитва о живых и умерших христианах.

Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите!»

Литургия верных

Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.

Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».

Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.

Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).

Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.

Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.

Совет 2: Как проходит причастие в христианской церкви

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословляя, переломил, раздал ученикам и сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое. И взял чашу и, поблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставлении грехов».
Инструкция
1
Таинство Причастия введено Господом на трапезе Тайной вечери с апостолами в последнюю пасхальную ночь перед арестом и распятием Христа. Причастие имеет большое значение для христианина. Во время крещения человек впервые приобщается к вере. Причащаться рекомендуют каждый месяц, некоторые придерживаются священных рекомендаций, а иные их не выполняют или выполняют очень редко. Прежде всего стоит задуматься, для чего необходимо причастие в христианском храме. Причастие относится к основному церковному обряду, дающему пищу для души. Причащаясь, христианин очищает свою душу от грехов, усиливается вера в Господа, создается воссоединение человека с природой. Недостаточно просто прийти в церковь и причаститься, к этому процессу надо подготовиться и верить в реальность происходящего.
2
За 2-3 дня до причастия необходимо воздержаться от мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. Необходимо искренне простить всех обидчиков и попросить прощения у всех кого обидел сам. Необходимо молиться утром и вечером, а еще лучше посещать в эти дни церковные богослужения.
3
Далее следует исповедь. Исповедь (покаяние) – относится к одному из 7-ми христианских Таинств, в котором человек исповедует свои грехи священнослужителю и избавляется от них. Исповедь происходит в храмах вечером после богослужения или утром перед Литургией в присутствии прихожан, поэтому надо уважать тайну исповеди, не подслушивать и не смущать исповедующего. Таинство Причащения требует предварительно очищения Таинством Покаяния (за исключением детей до 7 лет). Запрещено причащаться женщинам в дни месячных, а после родов только после чтения молитвы очищения 40-го дня.
4
Выстояв Литургию в храме до конца, причастники выстраиваются перед амвоном в таком порядке: дети, мужчины, женщины. Священник выходит с Чашей в руках и припевает: »Со страхом Божиим и верою приступите». Каждый подходит к Чаше, говорит свое имя и открывает рот, чтобы можно было вложить ложку с частицей Тела и Крови. После, как вытрут губы платком, поцеловать Чашу и отойти к столику, где принимают запивку и съедают частицу просфоры, что во рту. Не приняв запивки, нельзя прикладываться к иконам, Евангелию или Кресту. После причастия прихожане молятся до конца службы Господней, потом расходятся, стараясь сохранить чистоту души как можно дольше. Желательно в этот день мало общаться, отказаться от телевизора, супружеской близости и воздержаться от вредных привычек. Причащаются только один раз в день, больные и немощные люди приглашают священника к себе домой, дети на дому не причащаются.

Совет 3: Как называются все части храма

Если вы впервые оказались в каком-либо православном храме, не лишним будет узнать, из каких именно частей он состоит, для чего нужны эти священные области, ведь практически за каждой из них стоит многовековая культура и традиции многих поколений верующих.
Инструкция
1
Интересно, что сама храмовая постройка выполняется в трех вариантах. может иметь вид креста, символизирующего веру, круга - знак бесконечности, восьмиугольной вифлиемовской звезды. Любой храм покрыт особым позолоченным куполом с крестом или крестами, обращенными к и символизирующими собой пламя свечи или огонь, возносящийся ввысь.
2
Любой храм условно делится на три основные части, первой из которых является «притвор» - его можно наблюдать при самом входе. В монастырях, например, он использовался как трапезная, церковь же повсеместно применяла эту площадь в качестве зала ожидания для крестящихся, всех отлученных и кающихся.
3
Вслед за самим притвором идет «главная часть», после него - алтарь, или «священное место», символ земли и неба, входить куда могут лишь специально уполномоченные на то люди. Именно здесь размещена главная ценность любого храма - «престол», столик с актимносом, или шелковым платком с изображением святого образа Христа и зашитой сюда же мощью святого, евангелие, крест, дохранительница, или особый ларь для причащения болящих. Самих алтарей в храме может быть сразу несколько, в этом случае каждый из них посвящается определенному великому событию или некоему святому. Алтарь и престол отделяется от основной части храма иконостасом.
4
С северной стены алтаря обычно размещают особый столик, жертвенник, именно здесь готовится вино и хлеб для совершения обряда причастия. Сюда помещаются потир, чаша для напитка и дискос - блюдо для хлеба. Также на столе можно увидеть копие, для вынимания причастного хлеба и лжицу, или ложку, предназначенную собственно для причащения.
5
За иконостасом также хранятся разнообразные кадильницы, дикари и трикарии - двух и трехсвечники соответственно, рапиды, или особые опахала на рукоятках для освещения даров.
6
Зона непосредственно перед иконостасом, на входе в алтарь имеет название «солея», перед ней размещен «амвон», что в дословном переводе с греческого обозначает «вхожу». Именно здесь, на амвоне, возвышающемся посреди храма, священник и оглашает те главные слова, которые знаменуют начало и окончание службы.
7
По обеим стонам от амвона, непосредственно у стен, расположены клиросы, или места для певчих, там же находятся хоругви, иконы, устраиваемые на длинной , прикрепленной к древку.
8
Зайти в иконостас можно только через «царские врата», на это уполномочены лишь сами священники. Сам иконостас, как правило, состоит из пяти рядов или ярусов, которые снизу вверх называются «местным», «праздничным», «деисусным», «пророческим» и «праотческим», посвященными самим патриархам всего народа , таким как сам Авраам и Исаак, Ной и Иаков.

Совет 4: Как проходит воскресная служба в храме

В православной Церкви воскресенье занимает особый день календаря. Это средоточие всей богослужебной недели, особый праздник, само именование которого указывает на чудесное событие Воскресения Господа Иисуса Христа. Неслучайно каждый воскресный день в православии именуется малой Пасхой.

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.

В православии богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован отправлением воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.

На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.

На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей - особое песнопение "Хвалите имя Господне", после которого хор поет воскресные тропари "Ангельский собор". Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.

Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.

В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня - божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).

Обычно по воскресеньям в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.

После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Как проходит воскресная служба в храме
Связанная статья
Как проходит воскресная служба в храме
Источники:
  • Портал "Азбука веры": Божественная литургия
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал
В статье грубые ошибки. Во-первых, для православного вероучения приемлем термин Преложение, а не Пресуществление (последнее католический термин). Во-вторых Преложение святых Даров осуществляется никак не на проскомидии, но на литургии верных, во время евхаристического канона, когда священник просит ниспослать благодать Святого Духа на хлеб и вино, после сошествия которой хлеб и вино становятся в том числе реальным Телом и Кровью Христовой!!!
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше