Совет 1: Что такое морфологические признаки

Многим приходилось слышать термин «морфологические признаки» на уроках русского языка. Но не всем известно, что применим он и к биологии. Чтобы разобраться с тем, какие именно признаки живых организмов следует относить к морфологическим, нужно сперва определиться с терминами.

Морфологические признаки растений и животных

Итак, начнем с самого начала. Наука морфология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов или их групп (родов, видов, отрядов). Различают внешние и внутренние морфологические признаки живых организмов. Внутренняя морфология – это хорошо всем известная анатомия. Не стоит также путать морфологию с физиологией, которая занимается изучением функций тех или иных органов или систем животных или растений.

Кажется, в определении морфологии нет ничего сложного. Но за видимой простотой кроется огромный объем информации. Морфология животных объединяет в себе сразу несколько наук: анатомию, гистологию, цитологию и эмбриологию. То же самое и с морфологией растений. Именно по ряду морфологических признаков мы можем отнести животное к тому или иному виду, роду или даже отряду. Это, например, высота в холке, вес, цвет шерсти и глаз, длина и форма хвоста, а также другие особенности строения.

К морфологическим признакам растений относят форму и размер листьев, форму стебля, тип цветка и плода и тому подобное.

Морфология человека

Как и любой живой объект, человек тоже подчиняется общим законам биологии. И в антропологии (науке, изучающей человека) есть специальный подраздел, посвященный морфологии человека. Эта наука плотно связана с расоведением и занимается изучением определенных закономерностей развития и изменения тех или иных признаков, характерных для разных людей. К примеру, морфология человека может объяснить, чем череп негра отличается от черепа европейца или выявить закономерности изменения цвета кожи и волос в зависимости от ареала обитания групп людей. Возвращаясь к морфологическим признакам, можно сказать совсем просто: это то, как вы выглядите – ваш рост, цвет волос и глаз, оттенок кожи и конституция тела.

Морфологические признаки почвы

Существует распространенная классификация почв, также основанная именно на их морфологических признаках. Не стоит удивляться, ведь каждый тип почвы можно описать, исходя из его внешних признаков. В данном случае учеными берутся за основу такие морфологические признаки как строение, мощность слоя почвы и ее отдельных горизонтов, окраска, структура, сложение, новообразования, включения. А поскольку процессы, происходящие в почвах, оказывают непосредственное влияние на все перечисленные признаки, изучая морфологию почвы, можно узнать очень многое о ее происхождении и истории.

Совет 2: Что такое гистология

Из школьной программы каждый человек знает, что является предметом изучения таких наук, как анатомия и биология. С термином «гистология» в ежедневной жизни сталкиваться приходится гораздо реже, но гистология находится в непосредственной связи с обеими науками, неслучайно ее называют микроскопической анатомией.
Инструкция
1
Термин «гистология» берет корни от двух греческих слов «histos», что означает ткань и «logos» – слово, знание. Таким образом, гистология – это наука, изучающая эволюцию, развитие, строение и функции тканей многоклеточных животных и человека. Многие ошибочно путают это название с медицинским диагнозом.
2
Гистология, по большей части, наука описательная. Ее задачей является дать пояснения изменениям, происходящим в различных тканях в определенных условиях, и интерпретировать возникающие особенности тканевых структур в состоянии нормы или патологии. Помимо биологии и анатомии, с гистологией тесно соприкасаются цитология и эмбриология.
3
Выделяют гистологию общую и частную, нормальную и патологическую. Общая гистология занимается изучением строения и функций тканей организма в целом, а раздел частной гистологии посвящен исследованию тканевых структур отдельных органов. Нормальная гистология изучает ткани в здоровом организме. Патологическая описывает, каким образом те или иные заболевания влияют на структурные изменения ткани. По направлениям эта наука также подразделяется на описательную, эволюционную и сравнительную, экспериментальную и экологическую.
4
Объектом гистологического исследования служат тончайшие срезы тканей, а также отдельные клетки, поэтому изучение их строения возможно лишь при помощи мощных оптических инструментов – микроскопов.
5
Гистологическое исследование в клинических условиях – это изучение образцов тканей, взятых из организма человека. Гистологическое, или по-другому, патоморфологическое исследование является определяющим в диагностике злокачественных опухолей и также одним из способов оценки эффективности лекарственного лечения. Оно может проводиться срочным образом и планово. Материал для гистологического исследования обычно получают в процессе эндоскопического обследования или биопсии, когда берется небольшой кусочек ткани определенного органа.
6
Заключение гистологического исследования выдается специалистом – врачом-патоморфологом либо морфологом и патологоанатомом.
Видео по теме

Совет 3: Какие признаки характерны для растений

Растения - основной объект исследования науки ботаники. Это биологическое царство многоклеточных организмов, в которое входят мхи, плауны, хвощи, папоротники, цветковые и голосеменные растения. Все они наделены особыми признаками.
Инструкция
1
Растения состоят из клеток, имеющих плотные целлюлозные оболочки. Клетки содержат хлоропласты. Это зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл, участвующий в фотосинтезе. Благодаря наличию хлоропластов многие растения имеют зеленый цвет. Царство растений характеризуется прикрепленным образом жизни. Данные организмы способны накапливать в клетках запасные вещества в виде крахмала. Они растут на протяжении всей жизни, а их жизнедеятельность регулируют фитогормоны.
2
Растения зачастую отличаются очень сложным строением, однако некоторые из них являются одноклеточными организмами (хламидомонада, хлорелла и т.д.). Клетки данных организмов имеют достаточно большой размер (до нескольких сантиметров), обладают крупной центральной вакуолью, регулирующей тургор (осмотическое давление в клетке, приводящее к напряжению клеточной оболочки). При делении клеток образуется перегородка благодаря слиянию многочисленных пузырьков. Размножаются растения чаще всего посредством распыления ветреной силой дву- или многожгутиковых спор, которые, попадая в плодородную землю, начинают прорастать при благоприятных климатических условиях.
3
Клетки растений могут объединяться в ткани, в которых, в свою очередь, практически полностью отсутствует межклеточное вещество. Некоторые ткани, например, склеренхима и пробка, почти исключительно состоят из мертвых клеток. При этом, в отличие от животных, в состав растений входят разные типы клеток, например, основу ксилемы составляют водопроводящие элементы и волокна древесины.
4
Для большинства растений характерно значительное расчленение тела. Выделяют различные типы организации растительной оболочки: талломный, когда не выделяются отдельные органы, и тело имеет вид зеленой пластины (папоротники); листостебельный, когда телом является побег с листьями, без корней (большинство мохообразных); корнепобеговый, при котором тело делится на побеговую и корневую систему.
5
Побеги растений обычно состоят из стебля (осевой части) и листьев (фотосинтезирующих органов). Листья возникают как выросты на внешних тканях стебля либо становятся следствием слияния боковых ветвей. Зачаток побега называется почкой. Для большинства зеленых растений характерна сезонность: увядание и опадание листьев с наступлением холодов, а также активный рост новых тканей, возникновение почек с потеплением.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше