Совет 1: Что такое квинтэссенция

Сегодня под словом «квинтэссенция» чаще всего подразумевается основная суть какого-либо явления, его главный смысл. Но когда-то этот термин имел несколько иное значение.
Пять элементов Бытия
В переводе с латыни слово квинтэссенция буквально означает «пятая сущность». По отношению к чему она была «пятой», можно понять, если вспомнить представление о мире, существовавшее в древней философии.

Квинтэссенция в античной философии

Древнегреческий философ Эмпедокл стал основателем идеи четырех элементов, которые образуют все, существующее в мире. Элементы эти – вода, земля, воздух и огонь. Все различия между растениями, животными и другими предметами объясняются соотношением элементов. Идея эта стала общепринятой в античной философии. Придерживался ее и Аристотель, но он решил дополнить учение Эмпедокла.

По мнению Аристотеля, наряду с четырьмя основными элементами существует и пятый, принципиально отличающийся от них. Он наиболее тонок и совершенен, он вечен, т.е. не возникает и не может быть уничтожен, из него состоят звезды и небо за пределами лунной орбиты. Этот элемент Аристотель назвал эфиром или «пятой сущностью» вот так и появился термин «квинтэссенция».

Уже среди античных философов идея квинтэссенции встретила критику. Некоторые из них полагали, что нет необходимости допускать существование какого-то дополнительного элемента для объяснения, например, природы звезд, если считать, что они состоят из огня. Трактат философ Ксенарха так и называется – «Против квинтэссенции». И все же идея прижилась.

Квинтэссенция в философии эпохи Возрождения и Нового времени

Идеи античной философии были унаследованы эпохой Средневековья, а в особенности – Ренессанса. Агриппа Неттесгеймский, Дж.Бруно, Ф.Бэкон и некоторые другие философы Возрождения и начала Нового времени считают квинтэссенцию связующим звеном между смертным, материальным телом и бессмертной душой. Из нее состоит астральное тело, имеющее одновременно и материальную, и нематериальную природу.

Идея квинтэссенции была настолько популярна в те времена, что Ф.Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» даже иронизирует по этому поводу, упоминая некого «извлекателя квинтэссенции».

Большое значение имела идея квинтэссенции в алхимии. Ее представляли основным элементом всего сущего, который извлек сам Бог. Некоторые мыслители – например, Теофраст Парацельс – отождествляли таинственную «пятую сущность» с… человеком! Такой подход вполне соответствует философии гуманизма, провозгласившего человека «мерой всех вещей».

Как это ни удивительно, понятие квинтэссенции существует и в современной физике. Именно такое название было дано одной из концепций темной энергии – таинственной сущности, которая могла бы объяснить расширение Вселенной.
Источники:
  • Новая философская энциклопедия

Совет 2 : Что такое "квинтэссенция разума"

Под квинтэссенцией подразумевают самое главное, сущность предмета или явления; основной смысл, все самое существенное и важное; скрытое, загадочное, которое представляет тонкую и чистую основу. В связи с этим: что же является квинтэссенцией разума?
Что такое "квинтэссенция разума"

Сущность материального и нематериального мира

Все народы на определенной стадии своего развития выделяли четыре основных сущности: воду, землю, огонь и воздух. Но эти материалистические субстанции все же не могли объяснить многие вещи и явления. Самый главный вопрос не могли объяснить: из чего возникли перечисленные сущности, из чего вообще все происходит, в том числе и нематериальное. Не хватало еще одной субстанции – объединяющей и противополагающейся четырем названным. Эта пятая сущность – quinta essentia – должна быть основной. Она, в отличие от первых четырех – неизменяема, абсолютна и вечна.
Квинтэссенция, как сущность, присутствует во всех элементах и вещах, созданных Богом. А конечным продуктом, воплощением всего сущего в мире – является человек. Вот основная общая идея устройства мироздания.

Предполагаемая пятая сущность, quinta essentia, была названа эфиром. В древнегреческой философии под эфиром понималась стихия, некий тончайший элемент. В античной философии пятый элемент (Аристотель называл его первым) понимался как субстанция «небесной тверди», всего «надлунного мира», космического пространства со всеми населяющими его светилами и несущими их сферами.

Согласно учению, разработанному в платоновской Академии, эфир имел корпускулярное строение в форме правильного додекаэдра. Позднее Аристотель же стал толковать квинтэссенцию как нематериальную субстанцию, все более отождествляя ее с субстанцией космического Бога и Души. Позднее появилась теория некоего Вселенского Разума.

Квинтэссенция разума

Разум – категория философская. Под словом «разум» (ratio – по латински), «иметь разум» понимается способность мыслить, анализировать, делать умственные обобщения и отвлечения. Разум – это форма сознания, направленного на самого себя – самосознания себя в этом мире. Разум – привилегия человека, как высшего существа. Но в чем его сущность? Где граница между разумным и неразумным?
Разумны ли животные – этот вопрос остается неразрешенным в среде ученых. Однако большинство их все же сходится во мнении, что он присущ некоторым высшим млекопитающим, например шимпанзе, дельфинам.

Ученым еще долго придется ломать голову над загадками разума. Главенствующая сегодня точка зрения: разум – продукт работы мозга. Он компьютероподобен, алгоритмичен. Но что является его квинтэссенцией? Может быть любовь?
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500