Будущий знаменитый режиссер учился на факультете анимации Калифорнийского института искусств, а затем работал художником на студии Уолта Диснея. Все это заметно повлияло на творчество Бартона: в число его работ входят чрезвычайно оригинальные анимационные ленты.

Начало режиссерской карьеры


С ранних лет Бартон пробует себя в качестве режиссера, снимая любительские игровые и анимационные короткометражки: «Остров доктора Агора», «Гибельный доктор», «По следам монстра-сельдерея», «Винсент». В 1982 году он экранизирует на телевидении сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель» (почему-то превратив брата и сестру в двух братьев). Последним любительским фильмом режиссера стала почти неизвестная широкой публике лента «Луау – вечеринка по-гавайски».


В 1984 году Бартон снимает свою первую игровую ленту «Франкевини», которая должна была демонстрироваться в кинотеатрах вместе с восстановленным анимационным фильмом «Пиноккио». Несмотря на то, что, по словам самого Бартона, на тестовом просмотре дети кричали от страха только во время «Пиноккио», студия не решилась выпустить на экраны «Франкевини», посчитав его слишком мрачным и сложным для детской аудитории. Однако фильм привлек внимание актера Пола Рубенса, предложившего режиссеру снять фильм по его сценарию, где сам Рубенс должен был сыграть главную роль. В результате в 1985 году появился первый полнометражный фильм Тима Бартона – семейная комедия «Большое приключение Пи-Ви».

Путь к вершине


Подлинная известность Бартона начинается с вышедшего в 1988 году фильма «Битлджус», в котором причудливо соединились элементы комедии и фильма ужасов. Заглавную роль в фильме исполнил замечательный английский комик Майкл Китон, ставший впоследствии одним из любимых актеров Тима Бартона. Именно ему Бартон поручит исполнение центральной роли в фильмах «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992).

В 1990 году Бартон работает над жутковатой готической сказкой «Эдвард руки-ножницы», где впервые встречается на съемочной площадке с Джонни Деппом, в дальнейшем ставшим исполнителем главных ролей в большинстве его фильмов. В 1994 году они вместе работают над фильмом «Эд Вуд» о «самом плохом режиссере всех времен и народов», а в 1999 году на экраны выходит готический триллер по мотивам новеллы Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина».

Обращение Бартона к миру фантастики ознаменовалось появлением не самых характерных для него фильмов «Марс атакует!» (1996) и «Планета обезьян» (2001).

Под влиянием смерти родителей Бартон создает светлый, пронзительный фильм в жанре фэнтези «Крупная рыба» с Эваном МакГрэгором в главной роли. Однако эта киносказка для взрослых оказалась настолько нетипичной для режиссера, что чуть не оттолкнула от него постоянных поклонников.

Последующие работы Бартона: жутковато-ироничная сказка «Чарли и шоколадная фабрика», мультфильм «Труп невесты» и необыкновенно мрачный мюзикл «Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (все с участием Джонни Деппа) – оказались более привычными и быстро вернули режиссеру любовь и внимание зрителей.

В 2010 году Тим Бартон экранизирует парадоксальную сказку Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес», где повзрослевшая Алиса попадает в таинственный мир, придуманный, скорее, самим Бартоном, а не Кэрролом.

В 2012 году на экраны вышли вампирская история «Мрачные тени» с Джонни Деппом в главной роли и анимационная 3D-версия «Франкевини». Сейчас Бартон работает над фильмом «Большие глаза» о художнице Маргарет Кин с очаровательной Эми Адамс в главной роли.