Совет 1: Какова роль белков в клетке

Протеины, или белки органических клеток, являются важнейшим строительным материалом, который участвует в синтезе клеточных структур в любом организме. Значение белков для роста и развития человека сложно переоценить.
Какова роль белков в клетке
Белок – уникальный природный элемент, который является объектом пристального внимания со стороны ученых-микробиологов. Это естественный природный строительный элемент, который самостоятельно синтезируется или вычленяется организмом из потребляемых веществ.

Условно основой белка можно назвать аминокислоты, которых науке известно множество. В состав белков входят лишь 20 их видов, но в огромном количестве комбинаций. В зависимости от этих комбинаций и синтезируется белок, а точнее его особенный вид.

Виды белков

Белки по типу и назначению могут быть:
- строительными, позволяющими воспроизводиться клеткам,
- транспортными, переносящими кислород,
- ферментативными, служащими для обеспечения биохимической реактивности клетки,
- защитными или иммунными,
- регуляторными,
- сигнальными,
- энергетическими и пр. Есть мнение, что в организме одновременно продуцируются десятки тысяч белков, далеко не все они изучены и описаны.

Функции белков

Согласно школьной программе, важнейшая роль белка в организме живого существа заключается в их строительной функции. Безусловно, являясь элементом клеточной структуры, белки очень важны для построения и роста новых клеток, но значительно важнее их роль в качестве соединений, отвечающих за точное деление клеток.

Известно, что клетки не просто делятся, а буквально клонируются, передавая информацию о количестве и видах рибосом, лизосом. О митохондрии, вакуоли, информацию о ядре и его свойстве. За точность передачи информации и завершенность деления отвечают тоже белки. Есть мнение, что именно недостаток белков, которые контролируют деление и развитие клеток, является причиной возникновения рака, ведь он, по сути, результат неконролируемого деления клеточных структур.

Белок является важной составляющей мембраны или оболочки клетки. Растворы белков с низким уровнем молекул входят в состав жидкого клеточного центра. Даже в построении ДНК и РНК белки являются незаменимыми элементами.

Кроме этого белки выполняют сигнальную функцию, которая проявляется в иммунном ответе и цикле на уровне клеток. В зависимости от вида белки в клетке составляют от 50 до 80 процентов ее сухого вещества.

Источники белка

Источниками этих веществ могут служить различные мясные продукты и некоторые виды круп, молоко и яйца. Для правильного строения и участия во всех обменных процессах клеток организма необходимо употреблять в пищу достаточное количество белка органического происхождения, считается, что для обеспечения полноценного белкового рациона достаточно раз в неделю съедать стакан бобовых, в виде каш, супов, тушеных или пропаренных продуктов.

Совет 2 : Какими химическими свойствами обладает белок

Белковыми веществами являются природные полимеры с высокой молекулярной массой. Состав аминокислот и структура молекулы белка определяют его химические свойства. Белки поддаются гидролизу, денатурации и горению. Также белки могут вступать в реакции с изменением цвета. Данные процессы можно наблюдать в повседневной жизни.
Цветные реакции белков
Вам понадобится
  • - азотная кислота
  • - щелочь
  • - фермент
  • - вода
  • - спирт
  • - ацетон
  • - стакан или пробирка
  • - раствор куриного белка
  • - гидроксид меди
Инструкция
1
Гидролиз является разложением первичной структуры белка под воздействием кислот, щелочей или ферментов. Кислотный гидролиз – разрушение белков с помощью кислот. В результате образуются альбумозы и пептоны, полипептиды, дипептиды, аминокислоты. Данные реакции проходят при кулинарной обработке продуктов, содействуют лучшему усвоению пищи.
2
В процессе щелочного гидролиза получаются токсичные для организма человека и животного остатки аминокислот. Щелочной гидролиз почти не используют для образования гидролизата протеина. Ферментативный гидролиз проходит под действием ферментов пепсина и трипсина. Например, при усвоении пищи человеком и животными.
3
Гидратацией называется поглощение белками воды, набухание белкового вещества. Наблюдать процесс гидратации можно во время кулинарной обработки сухих белковых компонентов – муки, крупы. При этом масса и объем продуктов увеличиваются. Данная реакция проходит при варке каши.
4
Дегидратация – процесс потери белками воды. Белок теряет свои естественные свойства, вследствие изменения структуры белковой молекулы. Разделяют обратимую и необратимую дегидратации. Обратимая происходит в процессе сублимационной сушки продуктов (изюм, курага). Высушенный продукт сохраняет свою структуру. Перед употреблением его погружают в воду. Необратимая дегидратация наступает при разморозке или тепловой обработке продуктов (мясо, рыба).
5
Обратимое осаждение – коагуляция – вызывается при помощи спирта, ацетона, минеральных солей. При этом белки не меняют свои свойства.
6
Необратимое осаждение – денатурация – нарушение естественной структуры белка. Способствует уменьшению восприимчивости белков к гидратации. Белки при этом легко подвергаются гидролизу. Увеличивается их атакуемость энзимами.
7
Процесс образования белками систем с высокой концентрацией, называемые пенами. Белки-пенообразователи применяются в кондитерской отрасли для приготовления пастилы, суфле, зефира. Хлебные изделия также имеет структуру пены, что сказывается на их вкусовых свойствах.
8
Как и все органические вещества, белки могут гореть. В процессе горения белков образуется азот, углекислый газ и вода. Появляется запах жженых перьев.
9
Ксантопротеиновая реакция – возникновение ярко-желтой окраски в присутствии концентрированной азотной кислоты при нагреве. Во время нагревания белка, в присутствии щелочи и солей свинца, выпадает осадок черного цвета с содержанием серы – цистеиновая реакция.
10
Биуретовая реакция сопровождается выпадением фиолетового осадка. Проходит при взаимодействии слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди(II), с образованием комплексных соединений между ионами Cu2+ и полипептидами.
Обратите внимание
Белки – полимеры биологического происхождения. Белковые молекулы имеют огромные размеры и большую молекулярную массу. Молекулярная масса гемоглобина человека равна 68 800, а альбумина (белка куриного яйца) – 36 000.
Полезный совет
Важнейшей составляющей части животных и растительных организмов является белок.

С пищей человек должен получать белки с 10 аминокислотами, которые не синтезируются в организме.
Источники:
  • Химические свойства белков
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500