Совет 1: Какие функции белка

Белки – самые важные органические соединения среди всех компонентов живой клетки. Они имеют различное строение и выполняют разнообразные функции. В разных клетках их может быть от 50% до 80% массы.

Белки: что они собой представляют

Белки – это высокомолекулярные органические соединения. Они построены из атомов углерода, кислорода, водорода и азота, но в них могут входить также сера, железо и фосфор.

Мономерами белков являются аминокислоты, соединенные между собой пептидными связями. Полипептиды могут иметь большое число аминокислот в своем составе и иметь большую молекулярную массу.

Молекула аминокислоты состоит из радикала, аминогруппы –NH2 и карбоксильной группы –COOH. Первая группа проявляет основные свойства, вторая – кислотные. Это обусловливает двойственный характер химического поведения аминокислоты – ее амфотерность и, кроме того, высокую реактивность. Разными концами аминокислоты объединяются в цепи белковых молекул.
Радикал (R) – это та часть молекулы, которая различается у разных аминокислот. Она может иметь ту же молекулярную формулу, но другое строение.

Функции белков в организме

Белки выполняют ряд важнейших функций как в отдельных клетках, так и во всем организме в целом.

Прежде всего, белки выполняют структурную функцию. Из этих молекул строятся мембраны и органоиды клетки. Коллаген – важный компонент соединительной ткани, кератин входит в состав волос и ногтей (а также перьев и рогов у животных), эластичный белок эластин нужен для связок и стенок кровеносных сосудов.

Не менее важна и ферментативная роль белков. К слову, все биологические ферменты имеют белковую природу. Благодаря им возможно протекание биохимических реакций в организме в приемлемых для жизни темпах.
Молекулы ферментов могут состоять только из белков или включать в себя и небелковое соединение – кофермент. В качестве коферментов чаще всего выступают витамины или ионы металлов.

Транспортная функция белков осуществляется благодаря их возможности соединяться с другими веществами. Так, гемоглобин соединяется с кислородом и доставляет его от легких к тканям, миоглобин транспортирует кислород к мышцам. Сывороточный альбумин крови переносит липиды, жирные кислоты и другие биологически активные вещества.
Белки-переносчики действуют в районе клеточных мембран и осуществляют транспорт веществ через них.

Защитную для организма функцию выполняют специфические белки. Вырабатываемые лимфоцитами антитела борются с чужеродными белками, интерфероны защищают от вирусов. Тромбин и фибриноген способствуют образованию тромба и предохраняют организм от потери крови.
Токсины, выделяемые живыми существами в защитных целях, также имеют белковую природу. В организмах-мишенях для подавления действия этих ядов вырабатываются антитоксины.

Регуляторная функция осуществляется регуляторными белками – гормонами. Они контролируют протекание физиологических процессов в организме. Так, за уровень глюкозы в крови отвечает инсулин, и при его нехватке возникает сахарный диабет.

Белки иногда выполняют и энергетическую функцию, но не являются основными энергоносителями. Полное расщепление 1 грамма белка дает 17,6 кДж энергии (как и при распаде глюкозы). Однако белковые соединения слишком важны организму для построения новых структур, и в качестве источника энергии используются крайне редко.

Совет 2: Какие функции у кишечника

Кишечник - орган пищеварения и выделения, находящийся в брюшной полости. Он является частью желудочно-кишечного тракта. Кишечник начинается от привратника желудка и заканчивается анальным отверстием. Основными его функциями является переваривание и всасывание пищи, синтез некоторых гормонов, также он играет немаловажную роль в иммунных процессах.

Строение кишечника

Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Тонкая кишка находится между желудком и толстой кишкой. В ней происходит основной процесс пищеварения. Длина тонкой кишки составляет 160-430 см, у мужчин она длиннее, чем у женщин. Ее диаметр, в среднем, составляет 50 мм. В тонкой кишке выделяют: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишку. Тощая и подвздошная кишки являются подвижными, они имеют брыжейку, между листами которой находятся кровеносные и лимфатические сосуды, нервы, жировая клетчатка, лимфатические узлы.

Толстая кишка является нижней частью пищеварительного тракта, в которой происходит всасывание воды и формирование оформленного кала из пищевой кашицы (химуса). Она состоит из слепой, ободочной, восходящей ободочной, поперечноободочной, нисходящей ободочной, сигмовидной и прямой кишки. От слепой кишки отходит червеобразный отросток (аппендикс), который представляет собой рудиментарный орган. Длина толстой кишки, в среднем, равна 1,5 мм, в начальном отделе ее диаметр равен 7-14 см, в каудальном - 4-6 см. Стенки кишечника состоят из слизистой оболочки, подслизистой основы, серозной и мышечной оболочки. Слизистая оболочка состоит из эпителия, собственной пластинки и мышечной пластинки.

Функции кишечника

В кишечнике процессы пищеварения начинаются в тонкой кишке. При участии ферментов поджелудочной железы в ней проходит гидролиз сложных полимеров (белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот) до дисахаридов и полипептидов. Дальнейшее расщепление до моносахаридов, жирных кислот, аминокислот, моноглицеридов происходит на стенках тонкой кишки (на мембранах кишечного эпителия) при помощи кишечных ферментов. Сокращения кишечника способствуют перемешиванию, растиранию содержимого, обеспечивая его продвижение.

В толстой кишке всасывается вода, формируется плотное содержимое, затем происходит его эвакуация из организма. Одной из наиболее важных считается эндокринная функция кишечника. Его клетки синтезируют пептидные гормоны (панкреозимин, секретин, кишечный глюкагон, вазоактивный интестинальный пептид, гастроингибирующий полипептид, нейротензин, мотилин и др.), которые обеспечивают регуляцию пищеварительной и других систем. Наибольшее количество подобных клеток находится в двенадцатиперстной кишке.

Кишечник активно участвует в иммунных процессах, он является источником иммуноглобулинов. В нем находятся субпопуляции Т-лимфоцитов, при помощи которых реализуется клеточный иммунитет. Полезная микрофлора кишечника (бифидобактерии, лактобактерии и др.) создает своеобразный щит, который не позволяет чужеродным микробам в нем закрепиться. Бифидобактерии могут успешно поглощать и нейтрализовывать действие первичных раковых клеток. Лактобактерии предотвращают развитие аллергических реакций.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше