Совет 1: Что такое потребительская и меновая стоимость

Любой товар на рынке обладает двойственным характером цены, которая закладывается как на этапе производства, так и на этапе обмена товарами. Это означает, что в товаре объединены потребительская и меновая стоимость. Стоит разобраться, что же представляют из себя эти характеристики.

Потребительская стоимость

Продукты, представленные на рынке, обладают определенной полезностью для потребителя. Эта полезность не является постоянной, она индивидуальная для каждого. Разумеется, полезность нового дневника для школьника несоизмеримо выше, чем для пенсионера. Поэтому каждый товар обладает, в первую очередь, потребительской стоимостью.

Под полезностью здесь можно понимать способность товара удовлетворять потребности потребителя, поэтому он выбирает для себя товар с тем комплексом характеристик, который будет удобен именно ему.

Меновая стоимость

Данная характеристика товара является не менее актуальной, чем это было несколько тысяч лет назад. В те далекие времена не существовало универсальных денежных единиц, поэтому на рынке каждый товар был приравнен к другому товару. К примеру, литр оливкового масла мог стоить двух литров вина и т.д. Иначе говоря, способность товара быть обмененным на другие заложена в его меновой стоимости.

С развитием рыночных отношений, глобализации и т.д. человечеству потребовалось обладать товаром, чья меновая стоимость могла бы быть применима ко всем остальным. Сначала в ходу появились золотые, серебряные и бронзовые монеты, и это вполне логично, так как это были трудно добываемые, редкие металлы. Но потребности человечества росли, а драгоценные металлы все убывали и убывали. Поэтому было принято решение приравнять к стоимости золота стоимость бумажных денежных знаков - банкнот. Золотой запас той или иной страны был приравнен по цене определенному количеству денежных знаков.

Это не могло продолжаться долго, так как запасы золота убывали, что приводило к обесцениванию, девальвации и инфляции денег внутри стран, обладающих ограниченным золотым запасом. Поэтому в 1976 году была принята новая валютно-финансовая система, согласно которой денежные валюты приравнивались по своей цене к валютам других стран.

Возвращение к истокам

После 1976 года мировая золото-валютная система пришла к тому, что денежные знаки стали обладать меновой способностью по отношению к друг другу. Против этого выступало множество стран, в том числе и СССР, чей золотовалютный запас уступал только США. Безусловно, роль золота в мировой экономике остается крайне высокой, но если до реформы деньги обладали крупицами стоимости золота, то теперь деньги лишены этого. Зато с помощью них можно покупать тот же драгоценный металл, так как его цена из года в год постоянно растет, что нельзя сказать о его потребительской стоимости.

Совет 2: Что такое реформы

Из средств массовой информации постоянно доносятся сведения о проводимых в стране реформах. Почти все они позиционируются как социально значимые – направленные на улучшения качества жизни граждан. Однако цели и значение реформ не всегда так уж однозначны.
Инструкция
1
Реформой (от латинского reformo – «изменяю») называется преобразование государственной политики, институционального устройства. Ключевое отличие реформы от иных форм трансформации общественных, экономических и политических реалий – ненасильственные методы.
2
Таким образом, в структуре реформы есть несколько звеньев: для начала необходимо представление о желаемом положении дел в будущем (собственно, это характерно и для предреволюционной обстановки). Далее нужны реалистичная оценка нынешней ситуации и план претворения планов в жизнь с учетом сопротивления ситуации. Реформа не насаждается, а постепенно вводится в общественно-экономическое и политическое устройство.
3
Таково строгое определение реформы – наиболее мягкого способа внедрения новшеств в государственную действительность. На деле же чаще всего имеют место не реформы, а трансформации. Это возвращает к вопросу о целях и назначении реформ. Преобразования на уровне государственного устройства, в конечном итоге, имеет целью укрепление действующей власти. В большинстве ситуаций в качестве метода служит повышение лояльности граждан. Тогда реформы носят социально направленный характер. Однако история знает множество случаев, когда реформы, напротив, снижали уровень жизни населения: например, увеличение пенсионного возраста, сокращение социальных пособий, ужесточение налогового гнета.
4
Наиболее известными реформами в российской истории были: реформы Петра Великого (одна из них заключалась в создании аппарата государственного управления – Коллегий, в последствии ставших Министерствами), Столыпинская аграрная реформа (направленная на решение крестьянского вопроса и развития сельского хозяйства в начале XX века), цикл реформ в годы Перестройки (1986-1991 годы). В российском политическом контексте последних лет термин «реформа» нередко заменяется близким по смыслу понятием «модернизация» (осовременивание). Скептики склонны видеть за этой риторикой попытку скрыть неэффективность предпринимаемых мер.
Видео по теме

Совет 3: Что такое стоимость

Стоимость представляет собой количественное представление оценочно-обменных отношений, выражающее основные свойства услуги, товара, недвижимости или иного объекта обмена. Понятие стоимости в повседневной жизни определяется затратами на приобретение, а в экономике имеет более широкий смысл.

Стоимость является основой количественного соотношения при эквивалентном обмене. При этом существует множество теорий и школ, которые пытаются объяснить природу данного понятия и дать общую схему ее определения.Экономическое понятие стоимости для товара определяет, что в нее входят такие составляющие, как стоимость сырья, объем трудозатрат, транспортные расходы, затраты энергии и топлива, арендная плата и прочие издержки производства и реализации. В конечном итоге добавляется «накрутка» производителя или поставщика, которая определяет их прибыль. Помимо этого на величину стоимости влияет такие факторы, как рыночный спрос и предложение, соотношение которых позволяет определить нуждаемость потребителей в данном товаре или услуге. Для этого производители проводят социальные опросы и маркетинговые исследования, после чего вычисляют оптимальное значение стоимости. Также эта величина зависит от регулирования ценообразования государством. В результате определить стоимость продукции достаточно сложно, так как для ее определения необходимо учесть множество не связанных друг с другом факторов. Однако не только затраты могут определять стоимость объекта. Так, вычислить стоимость духовных товаров, к которым относятся исторические ценности и произведения искусства, намного сложнее, так как цена здесь регулируется по совершенно иным законам. В этом случае в цену может быть включено такое понятие как красота, популярность, известность, а также имя автора и прочие нюансы.Таким образом, стоимость, являясь фундаментальной экономической категорией, довольно сложна для понятия и анализа. Самыми известными теориями этого показателя являются:1) Трудовая теория стоимости, в основе которой лежит понятие рабочего времени, затраченного на производство товара.2) Теория предельной полезности, базирующаяся на человеческих потребностях.3) Субъективная теория стоимости, устанавливающая понятие справедливой цены.4) Теория издержек, основанная на производственных затратах.
Видео по теме

Совет 4: Что такое стоимость денег

Деньги являются счетной единицей. Они крайне необходимы для развития и функционирования экономики, так как позволяют проводить сравнение стоимости различных товаров и услуг. Стоимость денег не постоянна, она изменяется, соответственно, меняется и стоимость товаров и услуг. Общее повышение цен в масштабе экономики страны отражает уменьшение стоимости денег, и, наоборот, понижение цен сигнализирует о повышении их стоимости.

Понятие «стоимость денег»

Стоимость денег (или ВЦД – временная ценность денег) – это экономическая концепция, в основе которой лежит утверждение, что владелец должен постоянно получать доход со своего капитала. В основе ВЦД также лежит предпосылка, что для человека предпочтительнее получить определенную сумму денег сейчас, чем ту же сумму в будущем.

Основателем понятия «временная ценность денег» является Леонардо Фибоначчи, который придумал эту концепцию еще в далеком 1202 году. Несмотря на универсальность концепции, версия эпохи Средневековья все же сильно отличается от современной. Причина различия в том, что в то время не учитывалась вероятность обесценения купюр под воздействием внешних факторов. Им и незачем было волноваться об инфляции, ведь в начале XIII века в ходу находились лишь монеты, изготовленные из драгоценных металлов, а еще медяки - для реализации более мелких расчетов.

Поскольку, согласно ВЦД, сегодняшние поступления ценнее будущих, то можно отметить два важных следствия:

1. При проведении финансовых операций необходимо учитывать фактор времени;

2. С точки зрения анализа долгосрочных финансовых операций некорректно суммировать денежные величины, которые относятся к разным временным периодам.

Так как стоимость денег во времени – это фундаментальное понятие теории финансов, то и она зависит от двух базовых факторов – риска и инфляции. Причем, как показывает практика, наиболее подвержены обесценению те бумажные деньги, курс которых не привязан к «тройской унции». В отличие от кредитных банкнот, которые подлежат обмену на золото.

Временная стоимость денег на сегодняшний день является показателем, который используют экономисты всех современных государств. Этот особенно видно при формировании кредитных программ.

Расчеты стоимости денег

Расчет стоимости денег, как и иных экономических показателей, производится по специальным формулам.

Прежде всего, для точности расчетов деньги из разных периодов приводят к одному периоду. Либо это будущий период, либо настоящий с учетом дисконтирования.

Для произведения всех необходимых вычислений вводят две основные величины:

- будущая стоимость FV;

- дисконтированная стоимость PV.

Дисконтная ставка, лежащая в основе вычислений, может быть минимальной или сложной. Выбор ставки зависит от степени доходности инвестиционных проектов.
Источники:
  • Стоимость денег. Банковское дело.
  • Стоимость денег. Как реально оценивать свои средства?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше