Критерии развития речи


Развитие ребенка – сложный индивидуальный процесс, имеющий ряд определенных критериев, помогающих родителям следить за возможными отклонениями. Обычно малыши произносят свое первое осознанное слово до года, а в возрасте 13-17 месяцев уже умеют менять интонацию и осознанно выражать свои мысли.

Специалисты утверждают, что словарный запас двухлетнего ребенка должен составлять порядка 200 слов. Начиная с полугода, кроха может запоминать около 10 слов в день, поэтому в этот период с ним нужно активно заниматься. В возрасте от 2-3 лет сознание малыша позволяет ему говорить о своих предпочтениях, мыслях и ощущениях. Его речь становится более сложной – он может легко поддержать беседу, используя речевые конструкции. Ребенок с удовольствием называет свой возраст, имя, а также с готовностью отвечает на любые просьбы.


К 36 месяцам словарный запас крохи расширяется примерно до 300 слов, он уже соединяет глаголы, существительные и наречия, формируя полноценные предложения. Какое-то время он может говорить слишком тихо, или, наоборот, слишком громко - ему просто нужно определить оптимальный уровень громкости своей речи. Следует помнить, что каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому незначительные отклонения от установленных норм не являются поводом для беспокойства.

Повод для беспокойства


Если к 10-12 месяцам ребенок абсолютно не говорит на «своем» языке, не откликается на имя и полностью игнорирует обращения взрослых – это значит, что родителям стоит задуматься о возможных отклонениях. Также к специалисту стоит обратиться, если в более раннем возрасте, преимущественно с 7-9 месяцы, за малышом не были замечены подражательные игровые действия и реакция на простые словесные команды.

Бывает, что кроха молчит или лепечет на своем языке, но при этом все понимает. До полутора лет это не является явным поводом для беспокойства, значит, еще не пришло его время, малыш молча накапливает словарный запас, чтобы приятно удивить взрослых. Это может быть связано с тем, что родители сразу же беспрекословно выполняют любые его команды, и надобность в этом автоматически пропадает. К примеру, ребенок мычит, показывает на чашку с водой - и ему тот час дают пить, ребенок тянется вверх – и мама его берет на руки. Именно поэтому специалисты утверждают, что малыши, посещающие детский сад, более приспособлены к внешнему миру, они быстрее учатся ходить на горшок, самостоятельно одеваться, говорить и т.д.