Совет 1: Когда малыши начинают агукать

Каждый этап в развитии ребенка по-своему интересен и важен. Родители, уделяющие время занятиям с малышом, создавая благоприятные для развития условия, помогают ему быстрее адаптироваться в мире.
Первый месяц жизни малыша – это время, которое для молодых родителей проходит почти незаметно. Множество новых забот по уходу за ребенком поглощают большую часть времени. Но вот пошел второй месяц – и теперь малыш требует не только своевременных процедур по уходу и кормлению, но и активно развивается. Среди достижений крохи могут быть улыбка, умение держать головку (правда, пока лишь несколько секунд), а уж как радуются и гордятся родители, когда их чадо начинает агукать!

Малыш начинает «говорить»

Начиная издавать первые звуки, ребенок старается привлечь внимание родителей, двигает ручками и ножками, улыбается. Многие из современных родителей стараются тщательно следить за тем, чтобы все этапы развития малыша проходили вовремя. Это очень хороший знак, когда психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам. А если малыш немного запаздывает, внимательные родители смогут своевременно помочь.

Если попытаться описать агуканье малыша, это выглядит примерно так: разнообразные «о», «у», «а» и сочетания этих звуков, произносимые то протяжно, то резко, то мягко, при этом малыш чередует звуки, пробует разные варианты. Потом такие звуки сложатся в слоги и в целые слова.

Потребности у малышей пока минимальны. Если ребенок сытый, сухой и выспавшийся, у него ничего не болит, он будет активным и доброжелательным, настроенным пообщаться. Вот в такие моменты и начинаются «монологи». Если в это время попробовать «поговорить» с ребенком, издавая похожие звуки, он в большинстве случаев начинает прислушиваться, а ответные вокализации могут усложниться – это неплохо стимулирует развитие речевого аппарата.
Родители обычно стараются проследить, чтобы ребенок развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Некоторые пытаются слегка подстегнуть отдельные моменты и посвящают много времени занятиям с малышом.

Как родители могут стимулировать желание пообщаться у малыша?

Внимательные родители могут и должны создавать условия для общения ребенку – вовремя удовлетворяя его потребности, стимулируя хорошее настроение. Как ответная реакция, возникает первое агуканье, которое очень важно поощрять: произносить звуки вслед за ребенком, а также слоги, несложные слова, побуждать малыша «отвечать».

Можно попробовать такое упражнение, как проговаривание слов, звуков с усиленной артикуляцией. Через некоторое время малыш старается сфокусировать внимание на этих звуках, прислушиваться, а потом и подражать.
Выполнение небольших упражнений поможет малышу быстрее освоить новый навык.

На вопрос о том, когда же начинает агукать ребенок, ответить можно так – в период от 2 до 4 месяцев. Примерно к 6 месяцам звуки, произносимые им, будут усложняться и превратятся в слоги. И каждый из этих этапов в развитии малыша интересен по-своему.

Совет 2: Особенности развития детей от 0 до 3-х месяцев

Существуют определенные нормы развития младенцев в возрасте от 0 до 3 месяцев. Определение развития ребенка происходит по нескольким принципам, к которым относятся сенсомоторные и эмоциональные критерии.
Сенсомоторное развитие

От 0 до 1 месяца в положении сидя ребенок еще не может самостоятельно держать голову, а лежа на животе удерживает ее в течение нескольких минут. Руки у него почти все время находятся в скрученном положении. Происходит преобладание мышц сгибателей над мышцами разгибателями.

В период от 1 до 2 месяцев малыш уже намного дольше держит голову в положении лежа на животе, а вот его маленькие руки двигаются в хаотичной активности. Также в этом возрасте он уже немного научился держать голову в положении сидя и способен повернуть ее на звук. Кроме того, ребенку удается на несколько секунд задерживать взгляд на каком-либо предмете, и он даже старается к нему тянуться.

В возрасте 3 месяцев малыш уже совершенно свободно держит голову лежа на животе и даже сидя. Он активно двигает руками и ногами, причем делает это с определенной целенаправленностью. Пытается дотянуться до ближайшего объекта, но, скорее всего, это у него пока не получается.

Эмоциональное развитие малыша

В период от 0 до 1 месяца ребенок спит большую часть суток, но в короткое время бодрствования уже проявляет некоторую активность. Способен обращать внимание на звуки, впервые устанавливает свой первый зрительный контакт. Успокаивается, когда его берут на руки - это его первый условный рефлекс. Его плач и крик приобретают форму специального сигнала, с помощью которого вы сможете понять, что ваш младенец голоден, хочет пить, спать или ему нужно поменять подгузник.

В возрасте 2 месяцев ребенок уже улыбается в ответ на улыбку взрослого, затихает, когда слышит знакомый голос или видит знакомое лицо. Внимательно слушает речь взрослого и, подражая ей, агукает. Также он выражает радость, когда его берут на руки, когда с ним играют или купают.

В 3 месяца у малыша расцветает комплекс оживления, он поворачивает голову на голоса или какие-либо другие звуки. Он отличает человеческую речь от посторонних звуков, узнает близких и пытается привлечь к себе внимание, капризничает, когда остается один.

Это основные нормы развития младенца, но их не стоит воспринимать как обязательные признаки правильного развития и переживать, если ваш ребенок не соответствует каким-либо параметрам. Помните, что каждый ребенок индивидуален, и все малыши развиваются по-разному.
Видео по теме

Совет 3: Когда дети начинают говорить

Каждый ребенок индивидуален, поэтому невозможно однозначно сказать, в каком возрасте он произнесет долгожданное «мама». Однако существует ряд определенных критериев, позволяющих родителям контролировать процесс развития.

Критерии развития речи

Развитие ребенка – сложный индивидуальный процесс, имеющий ряд определенных критериев, помогающих родителям следить за возможными отклонениями. Обычно малыши произносят свое первое осознанное слово до года, а в возрасте 13-17 месяцев уже умеют менять интонацию и осознанно выражать свои мысли.

Специалисты утверждают, что словарный запас двухлетнего ребенка должен составлять порядка 200 слов. Начиная с полугода, кроха может запоминать около 10 слов в день, поэтому в этот период с ним нужно активно заниматься. В возрасте от 2-3 лет сознание малыша позволяет ему говорить о своих предпочтениях, мыслях и ощущениях. Его речь становится более сложной – он может легко поддержать беседу, используя речевые конструкции. Ребенок с удовольствием называет свой возраст, имя, а также с готовностью отвечает на любые просьбы.

К 36 месяцам словарный запас крохи расширяется примерно до 300 слов, он уже соединяет глаголы, существительные и наречия, формируя полноценные предложения. Какое-то время он может говорить слишком тихо, или, наоборот, слишком громко - ему просто нужно определить оптимальный уровень громкости своей речи. Следует помнить, что каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому незначительные отклонения от установленных норм не являются поводом для беспокойства.

Повод для беспокойства

Если к 10-12 месяцам ребенок абсолютно не говорит на «своем» языке, не откликается на имя и полностью игнорирует обращения взрослых – это значит, что родителям стоит задуматься о возможных отклонениях. Также к специалисту стоит обратиться, если в более раннем возрасте, преимущественно с 7-9 месяцы, за малышом не были замечены подражательные игровые действия и реакция на простые словесные команды.

Бывает, что кроха молчит или лепечет на своем языке, но при этом все понимает. До полутора лет это не является явным поводом для беспокойства, значит, еще не пришло его время, малыш молча накапливает словарный запас, чтобы приятно удивить взрослых. Это может быть связано с тем, что родители сразу же беспрекословно выполняют любые его команды, и надобность в этом автоматически пропадает. К примеру, ребенок мычит, показывает на чашку с водой - и ему тот час дают пить, ребенок тянется вверх – и мама его берет на руки. Именно поэтому специалисты утверждают, что малыши, посещающие детский сад, более приспособлены к внешнему миру, они быстрее учатся ходить на горшок, самостоятельно одеваться, говорить и т.д.

Совет 4: Когда ребенок начинает держать головку

Развитие новорожденных детей очень часто вызывает тревогу у молодых мам, причем в большинстве случаев поводы для беспокойства находятся ими без особых причин. Родителям хочется, чтобы их чадо быстрее подросло, научилось сидеть, ползать, ходить, разговаривать. Однако не стоит торопить события. Все изменения ребенка связаны с определенными этапами его развития. Первое, что учится делать малыш – это уверенно держать голову.

Когда дети начинают держать голову

Развитие новорожденного ребенка можно разделить на несколько этапов. Специалисты рекомендуют выкладывать детей на животик после достижения ими двухнедельного возраста. Активные малыши, как правило, сразу пытаются поднять голову, чтобы посмотреть перед собой. В большинстве случаев, оказавшись в таком положении, ребенок может только переворачивать голову на разные стороны. Процедуры такие не должны превышать нескольких минут.

Ближе к шести неделям дети становятся более крепкими. Они всеми способами пытаются поднять и удержать голову, но получается это сделать только на несколько секунд.

В полуторамесячном возрасте держать голову перед собой, лежа на животе, получается у большинства детей. Малыши при этом могут даже поворачивать шею и осматривать окружающую обстановку.

Полноценно держать голову дети начинают только к трем месяцам. Обратите внимание, что понятие «держать голову» относится не только к процедуре выкладывания на животик, но и означает, что ребенок должен уверенно себя чувствовать, если вы держите его на своих руках в вертикальном положении.

Если шея малыша окрепла до трехмесячного возраста, это свидетельствует о более раннем его развитии. Однако специально напрягать неокрепшие позвонки и шейные мышцы не стоит. В раннем возрасте их можно легко повредить, что причинит вред здоровью ребенка. Если малышу исполнилось три месяца, но голову держать он так и не научился – обязательно обратитесь за консультацией к детскому врачу.

Упражнения для грудных детей

Главное, что должна понимать каждая молодая мама – не стоит торопить события. Не забывайте о том, что есть определенные нормы развития, торопить или игнорировать которые нельзя ни в коем случае.

К гимнастике малыша надо приучать с самого раннего возраста. С шести недель рекомендуется проделывать с ребенком упражнения, которые помогут ему укрепить мышцы шеи. Выполняются они очень просто, но осторожность мамам надо проявлять максимальную.

Положите ребенка на спинку и дайте ему ухватиться за ваши большие пальцы на руках. Как только вы почувствуете, что малыш уверен в своих силах, слегка потяните его за ручки. Туловище ребенка должно приподняться над поверхностью, на которой он лежит, не больше чем на 2-3 см. В такие моменты ребенок попытается напрячь мышцы шеи, чтобы удержать головку. В трехмесячном возрасте малыши уверенно держат голову на одном уровне с туловищем.

Обратите внимание на то, что ни в коем случае нельзя во время упражнений поднимать ребенка за ручки резкими движениями, нельзя пытаться его посадить, а при малейших признаках недовольства, лучше отложить тренировки на более удачный период.

Ребенок может самостоятельно научиться держать голову без вашей помощи. Грудные дети, как правило, изучают свое тело и его способности, переворачиваясь на животик, бока, пытаясь приподняться. Ваша задача – помогать своему ребенку и следить за его безопасностью.
Физическое развитие ребенка в первый год жизни
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше