Инструкция
1
Чтобы научить малыша рано говорить, надо учесть одно правило – не набрав достаточного количества слов в пассивном словаре, ребенок не начнет их воспроизводить. Поэтому малютке необходимо как можно больше и чаще демонстрировать различные предметы и проговаривать их название. Называть до бесконечности – по нескольку раз на дню и в течение месяцев. Первыми появляются звукоподражания. Взрослый катает машинку и комментирует: «Би-би». Произносить все звуки нужно четко, утрированно, с выражением. Если после того, как папа полвечера «бикал», малыш робко повторил звук единственный раз – ликуйте! Это уже маленькая, но победа. Далее подключаются все звуки, издаваемые животными и окружающим предметами – чем больше, тем лучше. На сегодняшний день книжные издательства выпускают для малышей специальные пособия, которые называются «Кто как разговаривает». Очень интересные книжки-малышки помогут и взрослым вспомнить все разнообразие звуков животного мира.
2
Когда закреплен навык простого воспроизведения звуков за взрослым, переходите к их комбинированию – то есть созданию слов. Начинать необходимо с простых слов, с открытым слогом (Ма-ма, па-па, ва-ва) и т.д. Постепенно усложняется структура слова, изменяется и его качественный состав. Главное, чтобы произносимые слова соответствовали основным потребностям малыша. Он должен научиться просить воды (кап-кап), показывать, что ему надо на горшок (а-а, пи-пи), звать всех необходимых ему людей (ба-ба, та-та). И пусть слова пока чисто условны, их многократное повторение и реакция взрослого на смысл этих звуковых комбинаций покажет малышу важность речи во взаимодействии с окружающим миром.
3
Далее работайте над выражением желания и обозначением действия: дай, хочу, можно, пить и т.д. Опять-таки на этом этапе правильность звукового состава не имеет значения – важно, чтобы и взрослый, и ребенок понимали, о чем идет речь. И чем больше малыш говорит, тем быстрее нарабатывается у него и произношение, и грамматически навыки. Необходимо помнить: первыми в речь ребенка вводятся существительные, затем – глаголы, затем – прилагательные, числительные и т.п. Не нужно требовать на первых этапах овладения речью правильных форм слова. А вот выражение одобрения по поводу освоения пусть и небольшого, но нового рубежа, просто необходимо!
Видео по теме
Полезный совет
Темпы развития детей столь индивидуальны, что говорить в указанном возрасте о задержке речевой деятельности достаточно рано. Если по остальным параметрам малыш развивается в рамках нормы, значит, просто ему еще не пришло время говорить. Однако в любом случае можно подтолкнуть процесс формирования речевых навыков, ускорив его темпы.