Совет 1: Что такое "авторская песня"

Авторская песня как жанр возникла в середине прошлого века одновременно в нескольких странах. Обычно такие песни исполняют под гитару, текст превалирует над музыкой, а исполнитель зачастую является автором и слов, и мелодии.
Что такое "авторская песня"

Особенности авторской песни

Исполнителей авторской песни нередко сопоставляют с представителями народной культуры: лириками в Древней Греции, гуслярами на Руси, кобзарями на Украине. Считается, что термин «авторская песня» был введен В. Высоцким. Авторская песня с одной стороны отделяется от профессиональной эстрады, а с другой – от городского фольклора. Авторская песня всегда стремилась быть свободной, самостоятельной, неподцензурной. Б. Окуджава характеризует ее так: «Это мой крик, моя радость, моя боль от соприкосновения с действительностью». Любую строчку каждой авторской песни пронизывает личностное начало. Кроме того, личностными являются и манера преподнесения, и характер лирического героя и, зачастую, сценический образ автора. Во многом авторская песня исповедальна. Мера открытости намного больше, чем в любой эстрадной песне.

Авторская песня адресуется не каждому, а лишь тем, кто настроен на одной волну с автором, готов выслушать и разделить его чувства. Сам автор-исполнитель как бы выходит из аудитории и говорит под гитару о том, о чем думают все. Любой вечер в клубах самодеятельной песни – это встреча друзей, которые хорошо понимают друг друга и доверяют друг другу. По словам Б. Окуджавы, авторская песня – это «форма духовного общения единомышленников». В отличие от эстрады в авторской песне нет официоза, дистанции между исполнителем и слушателями, формализованной публичности.

Среди авторов-исполнителей «первого призыва» (Окуджава, Визбор, Якушев, Ким, Рысев, Кукин, Никитин и другие) не было ни одного профессионального музыканта. Некоторые из них лишь с большой долей условности могли называть себя профессиональными поэтами. В большинстве своем это учителя, спортсмены, инженеры, ученые, врачи, журналисты, актеры. Они пели о том, что волновало их и их сверстников. Чаще всего лирическими героями песен становились геологи, альпинисты, моряки, солдаты, циркачи, дворовые «короли» - немногословные, но надежные люди, на которых можно положиться.

История авторской песни в СССР и России

Историки считают, что предшественником авторской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. Эта музыка разительно отличалась от той, которую распространяли «сверху», то есть по государственным каналам. Любая авторская песня – это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу. Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную». До сих пор многие помнят эти строки: «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…».

В 1950-х годах студенческие авторские песни стали необыкновенно популярны. Почти каждый слышал песни Л. Розанова, Г. Шангина-Березовского, Д. Сухарева, которые в то время учились на биологическом факультете Московского государственного университета, или же песни Ю. Визбора, А. Якушева, Ю. Кима – студентов Педагогического института имени В.И. Ленина. Их исполняли в походах у костра, во время студенческих выездов, а также на прокуренных кухнях.

С появлением магнитофонов авторы записывали свои произведения, а их друзья обменивались бобинами и кассетами. В 1960-1980 годах плодотворно писали в этом жанре Владимир Высоцкий, Евгений Клячкин, Александр Галич, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Вера Матвеева, Вероника Долина, Леонид Семаков, Александр Дольский. Авторская песня долгие годы была одной из главных форм выражения своей точки зрения у так называемых «шестидесятников».

Этапы развития авторской песни

Первым из доминирующих и четко выделяющихся этапов развития авторской песни является романтический. Он датируется 1950-серединой 1960 годов. В этом ключе писал знаменитый Булат Окуджава. Дорога в таких авторских песнях была представлена как линия жизни, а человек – странник. Одним из центральных образов являлась дружба. Власти на авторскую песню этого этапа почти не обращали внимания, считая ее самодеятельностью в рамках капустников, студенческих обозрений, туристических слетов.

В начале 1960-х годов начался сатирический этап авторской песни. Одним из самых ярких представителей является Александр Галич. Ему принадлежат такие песни как «Старательский вальсок», «Красный треугольник», «Спрашивайте, мальчики», в каждой из которых резко критиковался существующий строй. Юлий Ким обратился сначала к иронической, а затем и к сатирической трактовке окружающей его действительности несколько позже (с середины 1960-х). Он откровенно и без обиняков в своих песнях обращает внимание на злободневные вопросы («Моя матушка Россия», «Разговор двух стукачей» и другие). Некоторые свои песни Ким и Галич посвящают советским диссидентам. Владимир Высоцкий продолжает придерживаться линии протестных песен. Он включает в свои тексты просторечные и грубые слова. Авторская песня из кругов интеллигенции уходит в «народ».

В отдельный этап, который сложно взять в какие-либо временные рамки, принято выделять военные песни. В них не было героического пафоса. В авторской песне у Великой Отечественной войны было человеческое лицо, искаженное страданием («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого, «Баллада о вечном огне» А. Галича).

Откровенно сатирические песни, как, впрочем, и песни на военную тему, привлекли внимание властей. В 1981 году прошел XXV Московский слет клубов самодеятельной песни, после чего по линии ВЦСПС было разослано письмо, в котором предписывалось отказывать в предоставлении концертных площадок Ткачеву, Мирзаяну, Киму. Их перестали записывать для радио, приглашать на телевидение. Александра Галича вынудили эмигрировать. При этом магнитные ленты с авторскими песнями перезаписывались, активно распространялись среди друзей и знакомых. Члены Союза писателей всячески поддерживали «поющих поэтов», а члены Союза композиторов – активно критиковали самодеятельные мелодии. Впрочем, песни С. Никитина, А. Дулова, В. Берковского и некоторых других авторов включались в песенные сборники, ориентированные на простых советских людей.

Авторы покинули студенческие скамьи, повзрослели. Они стали говорить о ностальгии по прошлым временам, рассуждать о предательстве, сожалеть о потере друзей, критиковать идеалы, с тревогой задумываться о будущем. Этот этап развития авторской песни принято определять как лирико-романтической.

В 1990-х годах авторская песня перестала быть протестной. Число поющих поэтов неуклонно росло. Они без каких-либо ограничений выпускали альбомы, выступали на концертах и фестивалях. На ТВ и радио появились передачи, посвященные авторской песне.
Малежик Вячеслав Ефимович: биография, карьера, личная жизнь
Связанная статья

Совет 2 : Самые известные исполнители бардовских песен

В давние времена бардами называли сказителей, воспевавших героические деяния воинов. Барды пользовались в народе огромным уважением, их личность была неприкосновенной. Современные барды продолжают традиции странствующих певцов, исполняя свои песни под гитару в лесу у костра. Впрочем, бардовская песня уже давно заняла свое место эстраде.
Самые известные исполнители бардовских песен
Инструкция
1
Самым любимым и популярным в народе бардом по праву признан Владимир Высоцкий. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обладал удивительной способностью так глубоко «вживаться» в содержание своих песен, что казалось, что он сам был непосредственным участником событий, о которых рассказывал в них. Таковы его произведения о войне или об альпинизме. Очень смешны и, вместе с тем, наполнены глубоким смыслом и шуточные песни Высоцкого.
2
Вторым по популярности автором и исполнителем собственных песен считается Александр Розенбаум. Бывший врач скорой помощи, благодаря оригинальности и самобытности творчества, получил известность во всей стране и звание народного артиста РФ. Пожалуй, самая известная песня Розенбаума – «Вальс-бостон».
3
Особой лирической проникновенностью и высочайшим качеством поэтических текстов отличаются произведения Булата Окуджавы. Помимо исполнения авторских песен, он писал книги, много работал для театра и кино. Творческий союз Булата Окуджавы и композитора Исаака Шварца подарил благодарным слушателям такие прекрасные песни, как «Ваше благородие», «Капли датского короля», «Кавалергарды, век недолог…». Авторские песни Окуджавы помогли создать удивительную атмосферу Москвы 50-х годов в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота».
4
Среди основоположников авторской песни почетное место принадлежит автору-исполнителю, актеру и журналисту Юрию Визбору. Его сочинения всегда отличались мелодичностью и особой нежностью. Широкую известность получили такие песни Визбора, как «Милая моя», «Ты у меня одна», «Вставайте, граф», «Люси» и многие другие.
5
Трагически сложилась судьба Александра Галича. Из-за конфликта с властями он был вынужден эмигрировать из СССР, его смерть в Париже по-прежнему окружена многочисленными слухами и домыслами, а песни и другие произведения долгое время находились под запретом. Драма вынужденного эмигранта наиболее ярко отражена в его знаменитой песне «Когда я вернусь…».
6
Классикой бардовской песни стали полные романтики, а порою и глубоко драматичные произведения Виктора Берковского «Гренада», «Под музыку Вивальди», «Вспомните, ребята!», «Переведи меня через Майдан» и многие другие.
7
Большую популярность среди исполнителей бардовской песни получил дуэт Татьяны и Сергея Никитиных. Наполненные лиризмом произведения Сергея Никитина получили известность во многом благодаря кинематографу. Его песня «Александра» из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» давно стала народной. Голос Сергея Никитина звучит и в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
8
Особая задушевность и искреннее дружелюбие отличают сочинения челябинского барда Олега Митяева. Недаром именно он является автором своеобразного гимна бардовского движения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500