Совет 1: Что такое перфоманс

Если, проходя по улице, вы увидели необычное действо – не стоит спешить с выводами. Возможно, вы стали свидетелем перфоманса, а значит, прикоснулись к современному искусству.
Марина Абрамович и Улай в перфомансе «Отношения во времени», 1977 г. Кадр из фильма «Марина Абрамович: В присутствии художника»

К определению понятия

Чтобы разобраться, что такое перфоманс, стоит обратиться к авторитетным источникам. Согласно словарю живописных терминов, перфоманс (от англ. performance – «выступление», «исполнение», «игра», «представление») – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи, музея или на открытом воздухе.

Эта форма современного искусства зародилась в конце 1960-х годов, вобрав в себя элементы театра, танца, музыки, поэзии. Но при всей своей эклектичности перфоманс имеет ряд особенностей, которые делают его вполне самостоятельным явлением сегодняшней культурной жизни.

Отличительные черты перфоманса как формы искусства

Перфоманс является хорошо спланированным действом. Он предполагает наличие определенного сценария, в котором может быть продумано все, включая малейшие движения. Действие становится похоже на игру, правила которой определяет сам художник.

Особое значение в действии отводится художнику. Автор перформанса примеряет на себя роль некого персонажа и выбирает определенную поведенческую модель, которая помогает выразить замысел представления.

При этом предполагается невовлеченность зрителя в процесс. Сторонний человек не становится частью художественного действия, а остается наблюдателем.

Перфоманс протестует против традиционных художественных принципов, не требует от зрителя восприятия с позиций привычного искусства. Действие зачастую имеет ироничное, пародийное начало, нацелено на эпатаж. Тем самым выражается радикальная эстетическая позиция художника.

Известные перфомансисты и их работы

Одним из самых знаменитых перформансистов современности является югославская художница Марина Абрамович. Свой творческий путь она начала в конце 1960-х. К этому периоду относятся первые эксперименты со звуком и пространством. Однако настоящую славу ей принесли совместные работы с голландским перформансистом и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Улай.

Яркий пример совместного творчества Абрамович и Улая – перфоманс «Отношения во времени». Художники, расположившись друг к другу спиной, сплели свои волосы и находились в таком положении 16 часов. Все это время в зале галереи не было никого, кроме ее сотрудников. В начале 17-го часа, когда Марина и Улай уже были изрядно утомлены, в зал пригласили зрителей. Художникам удалось продержаться еще час, после чего представление было завершено.
Андрей Бартенев: биография, творчество, личная жизнь
Связанная статья

Совет 2 : Перфоманс - часть искусства

Популярным жанром современного творчества стал перфоманс. Перфоманс – это вид искусства, при котором художественное произведение состоит только из действий актеров в определенное время и в определенном месте.
Перфоманс - часть искусства

Перфоманс впервые появился в 1952 году. Основоположником данного направления искусства считается Джон Мильтон Кейдж, который исполнил на сцене «4 минуты и 33 секунды тишины».

Действие вне времени и пространства

Данная форма выступления появилась в результате уличных выступлений футуристов, театра Баухауза и клоунады дадаистов. Суть перфоманса заключается в преодолении пространства картины.

В результате творчества многих художников, таких как Крис Бурден, Йозеф Бойс и многих других в 60-е гг. прошлого столетия перфоманс стал новым направлением в мире искусства и творчества. Однако на Западе он просуществовал недолго, и к концу 80-х годов развитие концептуального действия полностью прекратило свое существование.

  • Для западного человека перфоманс стал жанром сумасбродства и искусственной игры, где художник волен начать и закончить действие в любой благоприятный для него момент.

В  настоящее время приверженцами данного стиля являются американский историк Стивен Коэн, сербский перформансист Марина Абрамович и некоторые российские перфомансы, такие как Олег Кулик, Елена Ковылина и многие другие.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500