Совет 1: Что такое зодчество

Русское деревянное зодчество хранит в себе много интересных традиций. Современное строительство высокотехнологично, но в нем невозможно разглядеть оттенки культурного наследия. На этом фоне просто удивительно, на сколько тщательно строители Древней Руси продумывали каждый этап возведения здания, подбирали материалы, тип их обработки, формировали узоры и складывали все это в единый гармоничный ансамбль великолепных деревянных строений прошлого.

Стройка как искусство



Памятники русского деревянного зодчества уникальны, они - часть богатейшего культурного наследия, ценность которого очевидна даже иностранцам, которые приезжают в Вологодскую или Астраханскую область, чтобы своими глазами увидеть рукотворные архитектурные шедевры.

Зодчество – это архитектурное искусство возведения зданий и сооружений. России свойственно деревянное зодчество, расцветом которого считаются 17-18 века, а образчиком – Вологодское деревянное зодчество.

Строителей называли зодчими, и это было почетно, ведь возведение здания занимало годы, а ремесло стало искусством.

Работа зодчего



Типизация деревянных построек началась только в конце 18 века, до этого каждое строение было уникально. Первоначально зодчий разрабатывал – сейчас бы сказали «проектировал» - здание, определял несущие конструкции, тип и количество зависимых элементов. Далее подбиралось, из каких пород древесины будет построена та или иная часть строения. Не любое дерево может подойти для крепкой стены, зодчий учитывал характеристики древесины. Воздействие окружающей среды, погодные условия, характерные для местности. В северных районах чаще использовали лиственницу, в средней полосе – дуб, для кровли чаще выбирали легкую древесину ели.

Подготовка древесины проходила особым образом. Для строительства дерево лиственных пород срубали только весной, а специально подготовленную сосну (как говорят еще просмоленную) - осенью.

Чтобы не повредить стволы деревьев их никогда не пилили: от распила древесина трескалась и расходилась. Обязательно дерево рубили топором. Оттого в России дома не строили, а рубили: говорили «срубить избу». Гвоздями пользовались редко. Основной особенностью русского зодчества являлось стремление зодчего сохранить древесину максимально целой, подчеркнуть ее природную красоту.

Но не любую деревянную постройку можно отнести к истинному русскому зодчеству. Неотъемлемой частью русских домов, а также церквей и часовен, были резные украшения ставень, подоконников, карнизов. Невероятное художественное воплощение красоты русской души сохранилось в данных узорах.

На территории России существует несколько музеев настоящего русского деревянного зодчества. Например, в Суздале и неподалеку от Архангельска. В них собраны самые характерные образцы русского зодчества, сохранивших характер русского строительства.

Зодчество в своем простом понятии подразумевает строительство. Русское зодчество – это нечто большее, это целая культура.

Совет 2: Как раньше строили дома

В старину дома возводили из того материала, который добывали непосредственно на месте строительства. В районах, богатых лесом, строили бревенчатые избы. Также в качестве строительного материала использовали камень.

Возведение каркаса


Основу деревянного дома составлял сруб – четырехугольник из соединенных между собой бревен, рубленных топором, единственным инструментом, которым пользовались строители. В современном строительстве используют электропилы, но выражение «срубить дом» осталось. Не прибегали древние мастера и к помощи гвоздей, скрепляли элементы конструкции деревянными костылями.

Каркас устанавливали на плотно уложенные по периметру валуны – ряж, это спасало нижний ряд от гниения. Применяли два способа крепления бревен:
−в лапу;
−в оболонь (чашу).
При соединении венцов « в лапу» концы бревна не выступают за пределы стены. При таком соединении углы нуждаются в дополнительном утеплении. В старинных домах более популярным был вид крепления «в оболонь», когда концы венцов выходят за наружные стены, так получается надежнее и теплее.

Межвенцовым утеплителем служил мох или льняная пакля, на него укладывали венцы при сборке, дополнительно конопатили по завершении монтажа. Снаружи бревна оставляли круглыми, внутри их обтесывали, делали плоскими. Строение имело форму четырехугольника (четверик) или восьмиугольника (восьмирик). Восьмирик использовали при возведении зажиточных хором, храмов. Русские зодчие возводили пирамидальные строения, устанавливая на восьмиугольники четверики.

Устройство кровли


Для сохранения тепла делали низкие двери, а окна, напротив прорубали ближе к потолку. Кровлю делали без гвоздей – «самцовую». Торцовые стены завершали укороченными бревнами, на которые в продольном направлении укладывали жерди-слеги. Поперек на слеги клали тонкие стволы деревьев с корнями, называемые курицами. Корни поддерживали выдолбленное бревно, в которое стекала вода. Поверх «куриц» крыша застилалась досками, концы которых упирались в желоб для сбора воды. Для покрытия кровли использовали солому, связанную в пучки, дранку. Самое дорогое покрытие – тесовое. Стык кровельного покрытия закрывали выдолбленным бревном.

Каменное зодчество


В X века на Руси началось строительство каменных зданий, материалом служил белый камень – светлый известняк карбона, его добывали на европейской части России. В архитектуре первых каменных храмов видно влияние Византии, но и самобытный характер русских зодчий ярко выражен.

В храмовом строительстве утвердился крестово-купольный тип. В светских зданиях преобладает асимметрия, сложные дворцовые постройки состоят из простых объемов – палат, соединенных между собой переходами и галереями. Своды поддерживаются большим количеством опорных столбов.
Видео по теме
Источники:
  • Ведическое информационное агенство.

Совет 3: Кижи – шедевр деревянного зодчества

Расположенный на маленьком островке в центре Онежского озера музей Кижи считается истинным памятником деревянного зодчества. Здесь можно насчитать 82 памятника архитектуры, самый известный из которых – ансамбль Кижского погоста – настоящий шедевр мастерства плотников.

Деревянное зодчество на Руси всегда имело большое значение и развивалось даже параллельно с каменным строительством вплоть до 20 века. Мастера всегда ценили красоту дерева и использовали все его возможности для создания различных конструкций, декоративных элементов.

Особым умением славились плотники северной части страны. К примеру, для строительства Санкт-Петербурга были задействованы сотни столяров, резчиков из Заонежья.  Истинный шедевр Кижского погоста – Церковь Преображения Господня с 22 куполами – возник на фоне национального подъема страны после победы над шведами и окончания Северной войны.

 Живописный остров Кижи простирается на 4 километра. Все его постройки, в том числе и 7-метровая пирамида храма, виднеются издалека. Ходят легенды, что церковь из сосны построена без единого гвоздя. Согласно преданию, собор этот построил мастер Нестор, который по окончании работы забросил топор далеко в воду.

 Восьмигранный сруб храма дополнен с четырех сторон двухступенчатыми прирубами. На выступах всех ярусов расположены в четыре ряда на «бочках» купола, крытые деревянными пластинами. Каскад глав, который взмывает в небо, образует своеобразный рисунок. Строители храма реализовали в своем творении всевозможные художественные и технические приемы деревянного зодчества.

 К югу от собора расположены шатровая колокольня и 9-главая Покровская церковь. В 1800 году все здания погоста были обнесены оградой из камня, которую впоследствии в середине 20 века заменили на бревенчатую. Все постройки погоста образуют удивительный по своей красоте ансамбль, очень органично вписывающийся в местный пейзаж.  В 1966 Кижский погост стал центром архитектурного музея «Кижи», который был создан для сохранения исторического наследия Карелии. Все памятники деревянного зодчества на Кижи – это настоящий шедевр целой эпохи в русской культуре.

Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше